Азы веры

Основы православного учения

  • Бог есть один, других богов нет. Бог находится везде: на небесах и на земле, в глубине моря и во всяком безлюдном месте. Человек не может найти такого места, где бы не было Бога, чтобы скрыться от Него. Бог есть вездесущий. Он есть Дух (псалом 138).
  • Бог никогда не перестанет быть: Он не имеет ни начала, ни конца. Он всегда был и всегда будет. Значит, Он есть вечный и безсмертный Владыка.
  • Бог все может сделать. Он сотворил нас и весь свет. И Ему одному только известно, когда всему свету будет кончина. Поэтому Он есть Творец всемогущий и вездесущий.
  • Бог един, но Он в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой. Однако не три Бога, но один Бог в трех лицах. Поэтому, когда мы молимся Богу, то говорим: "Пресвятая Троица, помилуй нас". Все три лица Бога равны между Собою и все три лица имеют одно имя – Бог.

10 заповедей Ветхого Завета о любви к Богу и ближним

  1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
    Грехи против заповеди: безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол (введение новых учений), богоотступление, отчаяние, волшебство, суеверие, леность к молитве, любовь к твари сильнее Бога, человекоугодие, человеконадеяние (заискивание перед власть имущими).
  2. Не делай себе кумира (идола) и никакого изображения того, что́ на небе вверху, и что́ на земле внизу, и что́ в воде ниже земли: не поклоняйся им и не служи им.
    Грехи против заповеди: Стремление к богатству, чревоугодие, гордость и тщеславие.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
    Грехи против заповеди: Богохуление, ропот на Бога, кощунство, невнимательность к молитве, ложная клятва, клятвопреступление, нарушение обетов, божба.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота - Господу Богу твоему.
    Грехи против заповеди: умаление праздников, установленных Церковью для прославления Господа.
  5. Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
    Грехи против заповеди: непочтение к родителям, презрение к ним во время старости и нищеты, насмешка или противоречие им, не заботиться о телесном здравии родителей, поношение и осуждение как кровных родителей, так и духовных отцов, клевета на них, неисполнение епитимьи своих духовных отцов, своевольное расточительство родительских средств, скупость на творение милостыни и поминание родителей в молитвах о здравии и за упокой, насмешка над старыми и нищими, непослушание благих советов родительских, вопреки убеждению духовных отцов иметь незаконное сожительство (супружество), вступление в брак без воли родителей, гнев на родителей.
  6. Не убивай.
    Грехи против заповеди: убийство, ранение или удар, покушение на здоровье с использованием чародейства, призывать кого-либо совершить убийство, препятствование зачатию и рождению детей, прерывание беременности, по небрежению или по незнанию стать причиной смерти ближнего, ссора или драка, из-за корысти, повлекшая смерть, принуждение кого-либо к греху, злой и несправедливый суд, повлекший смертную казнь, целенаправленно, или по небрежению, или лекарствами губить детей, в гневе желать смерти себе или кому-либо другому, объедением или пьянством причинять вред своему здоровью, вершение самосуда или убийства из мести, неоправданное подвержение риску собственного здоровья или жизни, злорадствование горю или смерти, причиняя страдания ближним, действиями своими разлучать любовь между ближними и причинять им огорчения.
  7. Не прелюбодействуй.
    Грехи против заповеди: для незамужних и неженатых беззаконное сожительство, нескромные и бесстыдные беседы, нечистые, скверные мысли, поцелуи с похотью, песни и плясания, кровосмешение (брак в степени родства менее 7-го колена), позволять в своем доме проживать блуднице, осознанное или неосознанное плотское искушение, украшения и беседы ради блуда творить, смотреть на кого-либо с блудными помыслами.
  8. Не кради.
    Грехи против заповеди: грабеж, воровство, обман, святотатство (покушение на имущество Церкви или посвященное Богу), мздоимство (взяточничество), лихоимство (злоупотребление и нажива на тяжелом положении ближних).
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
    Грехи против заповеди: ложь, неправедный суд, раскрытие тайн ближнего, тайн исповеди, одобрение клевещущего на ближних, поспешное осуждение, насмешка над добрыми делами ближнего, самовосхваление безмерное, невыполнимое обещание чего-либо, осуждение церковнослужителя святой Апостольской, древлеправославной Церкви, похваление своих и чужих грехов, открытое (в т.ч. печатно) из каких-либо нечестных побуждений уничижение чьего-либо достоинства и заслуги.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что́ у ближнего твоего (Исход, 20: 1-17).
    Грехи против заповеди: желание делать вред ближнему, завидовать красоте других, вредить ближнему сознательно в чем-либо, желать разных бедствий народных ради своих прибытков, стремление к любому греху вообще.

Эти заповеди были даны Богом через Моисея народу израильскому. По пришествии в мир Спасителя нашего Исуса Христа, они были усовершенствованы и дополнены Его святым учением, изложенном в св. Евангелии. Главная же заповедь христианская – это любовь.

От исполнения заповедей дивна и велика нам польза, ибо мы научаемся через них истине и отвращаемся от ложных, еретических учений; получим оставление грехов и освобождение от мук, явимся причастниками вечных благ и пребудем с Ним в неизреченном блаженстве и жизни вечной.

Нагорная проповедь Исуса Христа

Нагорная проповедь состоит из следующих частей:

Введение (Мф 5:1-2)

Собирается большая толпа, так как Исус совершил исцеление. Христос поднимается на гору и начинает говорить.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженства (Мф 5:3-12)

Заповеди блаженства описывают свойства людей в Царствии Небесном. Христос даёт обетование блаженства. В Евангелии от Матфея восемь (или девять) блаженств, в Евангелии от Луки четыре, и после них идут четыре "горе вам" (Лк.6:17—49). У Матфея более, чем у Луки, подчёркивается моральная, духовная составляющая христианского учения.

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Притчи о Соли и свете (Мф 5:13-16)

Завершают заповеди блаженства, посвящённые народу Божиему.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Объяснение Закона - "Не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф 5:17-48)

Согласно христианскому вероучению, в отличие от Десяти заповедей Ветхого Завета, имевших ограничительный, запретительный характер, 9 заповедей блаженства указывают на то душевное расположение, которое приближает человека к Богу и ведёт его к духовному совершенству и Царству Небесному. Здесь Исус не отменяет Закон Моисея, а разъясняет, толкует его. Так, например, заповедь «не убий» истолковывалась в её буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет своё действие даже на напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния — нарушения супружеской верности (Лев.20:10) усматривается даже во взгляде на замужнюю женщину «с вожделением».

Исус наполняет новым смыслом и заново толкует закон Моисеев и в особенности Десять заповедей, в части нагорной проповеди, называемой Антитезами: за вводной фразой Вы слышали, что сказано древним следует толкование Исуса.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

О гневе и убийстве (Мф 5:21-26)

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

О прелюбодеянии (Мф 5:27-30)

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

О разводе (Мф 5:31-32)

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

О клятве (Мф 5:33-37)

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

"Око за око, а Я говорю вам..." (Мф. 5:38-42)

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

"Любите врагов ваших" (Мф. 5:43-47)

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Будьте совершенны (Мф. 5:48)

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Не делай, как делают лицемеры (Матфей глава 6)

Только такие милостыня, пост и молитва угодны Богу, которые не творятся «напоказ», ради людской похвалы. Ученики Христа не должны заботиться о земном благосостоянии, ища сокровищ небесного Царствия.

Учение о милостыне (Мф. 6:1-4)

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

О молитве (Мф. 6:5-8)

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Отче наш (Мф. 6:9-13)

Молитва «Отче наш» введена в часть Нагорной проповеди, посвящённую лицемерам. Это одна из главных молитв, которыми мы молимся Богу. Молитва Господня содержит параллели к Первой книге Паралипоменон (29:10-18)

9 Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Текст молитвы на старославянском языке:

О́тче на́ш, Иже еси́ на́ небесех. Да святи́тся и́мя Твое́. Да прии́дет царствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Нужно прощать (Мф. 6:14-15)

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

О посте (Мф. 6:16-18)

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

О сокровище (Мф. 6:19-21)

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Око - светильник (Мф. 6:22-23)

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

О служении двум господам (Мф. 6:24)

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

О заботах (Мф. 6:25-34)

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Не судите, да не судимы будете (Матфей 7:1-5)

Исус обвиняет тех, кто судит других прежде себя самих.

1 Не суди́те, да не судимы будете; 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. 3 И что́ ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Жемчуг пред свиньями (Матфей 7:6)

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Молитва о благих дарах Божиих (Матфей 7:7-11)

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Делай другим, что хотел бы, чтобы они делали тебе (Матфей 7:12)

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Тесные врата в жизнь (Матфей 7:13-14)

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Берегитесь лжепророков (Матфей 7:15-20)

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их.

Не всякий, говорящий мне "Господи! Господи!.." (Матфей 7:21-23)

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Благоразумный и безрассудный строитель (Матфей 7:24-27)

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Исус учит, как власть имеющий (Матфей 7:28-29)

28 И когда Исус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.


Основные заповеди церковные:

  1. Молитва
    Дома – ежедневно утром и вечером, перед трапезой и после, вдумчивая и сердечная молитва во всякое время, как об этом учит ап. Павел: «Непрестанно молитеся» (1Сол. 5, 11), а в воскресные и праздничные дни в храме Божием.
  2. Пост
    По примеру и учению Спасителя нашего Господа Исуса Христа и Его святых апостолов (Мф. 4, 2; Деян. 13, 1), мы, христиане, должны соблюдать все четыре поста в году, каждую среду и пятницу (кроме разрешенных седмиц), и другие постные дни, как об этом учит Церковное Предание.
  3. Исповедоваться и причащаться святых Таин
    Четыре раза в году, каждый пост, должно быть желание исповедоваться и причаститься Тела и Крови Христовых. Возможно и более частое причащение, по усмотрению духовного отца.
    Отлучены от Церкви своими духовными отцами могут быть те, которые и одного раза (в Великий пост) не выполняют этой заповеди. Каждый православный христианин безусловно обязан иметь духовного отца.
  4. Хранить себя от еретиков и их писаний
    Воздерживаться от общения с еретиками, неправо верующими и славящими Бога, от чтения их сочинений, чтобы самим не принять ложного учения (Мф. 18,17; Тит. 3,10)
  5. Творить дела милосердия
    Оказывать помощь, какую кто может, словом, делом, состраданием единоверным братиям нашим и всем людям, как созданию Божию (Ин. 13, 35; Мф. 5,7; Ияк. 5,16; 20 и др.)
  6. Почитать священный сан и иноческий чин
    Всегда и по достоинству воздавать почтение лицам, имеющим священный сан (диякона, священника, епископа), и иноческий чин, как слугам Божиим и ходатаям нашим пред Богом; особенно духовного отца своего.
  7. Удаляться от греховных обычаев
    Не читать безбожных и непотребных книг, в которых изложена хула на Бога, святых Его, и прочие кощунства, а также книг, возбуждающих греховные мысли и чувства, то есть учащих разврату и другим порокам. Удаляться также от подобного рода зрелищ, бесед и прочих злых дел: песен бесовских, плясок и т.п. (Правила Соборов Церкви и святых отцев)

Семь таинств Церкви Христовой

  1. Крещение
  2. Миропомазание
  3. Брак (обручение и венчание)
  4. Покаяние (исповедь)
  5. Причащение
  6. Священство
  7. Соборование (елеосвящение)

Семь грехов смертных и добродетелей, противостоящих им:

Гордость Смирение
Сребролюбие Нестяжание
Блуд Целомудрие
Гнев Кротость
Чревоугодие Воздержание
Зависть Доброжелательство
Уныние Упование

Обновлено (01.09.2010 16:55)