воскресе́ние душа человек богородицы старообрядческий служба при́сно день смерть слава поклон храме исповеди поста кондак псалом молитва архипастырское иоанн пресвятыя тебе священномучеников животворя́щаго крест вечерня радуися аминь поми́луй помилуй октября литургия тропарь рпсц человеколю́бец катавасия утреня древлеправославное церкви ирмос церковь корнилий господи святаго святых сердце христос павел христа храм исус отче
Таинство покаяния - Грех и покаяние
Покаянное чувство в той или иной мере знакомо каждому. В человеческой жизни оно проявляется в самых разнообразных формах и выражениях. Это и «прости», которое мы скажем близкому человеку, и «извините, пожалуйста» – для остальных, и несколько легкомысленное «пардон», и некоторые понятные жесты. Все эти знаки в человеческом общении служат для выражения нашего сожаления о происшедшем, о сделанной нами ошибке, причиненном кому-нибудь зле. Зачем нужны они? Очевидно, для того, чтобы засвидетельствовать наше сожаление о произошедшем, чтобы очистить свою совесть. Покаяние как таковое – это жест или действие духовного очищения, идущее от же¬лания искупить какую-то свою вину перед другими людьми, примириться с ними и со своей совестью. Мы интуитивно чувствуем, что наша вина перед другим человеком воздвигает некую преграду в общении с ним, и, преодолевая стыд, заставляем себя признать перед ним свою вину, устраняя, таким образом, возникшую по нашей вине пре-граду.
Однако несравненно больше мы бываем виновны перед Богом, когда грешим, преступая Его святую волю. Любое сознательное нарушение человеком Заповедей Божиих, называемое грехом, является, по сути, нашей провинностью перед Богом. И каждый наш грех воздвигает преграду в наших отношениях с Богом, каждый грех требует своего искупления.
Человек наделен от Бога свободной волей и сам избирает свой жизненный путь. По собственному изволению он может творить добрые дела или совершать грехи. Хотя многие, оправдывая себя, пытаются возложить вину за свои грехи на диавола, это несправедливо. Насильно сатана никого заставить согрешить не может. Обычно он действует хитростью или обманом, соблазняет кажущейся «выгодностью» греховной сделки или предвкушением греховного удовольствия. Но человек всегда, если захочет, сможет увидеть и понять, что предлагаемое ему иным человеком или собственным разумом некое дело – греховно. Если же человек не устоял перед соблазном и нарушил заповедь Божию – значит, этим поступком он добровольно отверг волю Божию и исполнил во-лю диавола, принес ему жертву.
Часто бывает, что человек, снова и снова впадающий в тяжкие грехи, изменить самостоятельно порочный образ своей жизни не может. Сколько бы ни собирался он «однажды начать жить по-новому», диавол всякий раз с присущей ему изобретательностью и коварством находит способ снова возвратить человека ко греху. Это происходит потому, что, отягощаясь многими сознательно совершенными прегрешениями, человек лишается божественной помощи и впадает в зависимость от сатаны.
Единственной возможностью вырваться из этого порочного круга, из коварного сатанинского пленения, является таинство покаяния, возвращающее человеку милосердие Божие и Его спасительную помощь. А сатана, видя вчерашнего грешника кающимся пред Богом, терпит посрамление и теряет свою власть над этим человеком.
Именно поэтому диавол стремится любой ценой помешать христианину придти к покаянию, воздвигает на его пути целую гору больших и малых препятствий и отговорок. И именно в силу такого сатанинского наваждения многие современные людей живут в полной уверенности, что им, вообще, каяться не в чем… Более того: даже естественное чувство вины, которое подчас напоминает нам о наших неоплаченных долгах, совершенных нами опрометчивых поступках, многими сегодня рассматривается как досадная помеха «нормальной», успешной жизни. Даже если человек совершает серьёзное преступление, он часто стремится оп-равдать себя внешними обстоятельствами, которые подтолкнули его к совершению беззакония. Мы склонны все беды сваливать на общество, на трудное детство, на плохих учителей: «не мы такие – жизнь такая»! Доля нашей личной ответственности в коллективном зле кажется нам пренебрежимо малой. Мы почти уверены, что ни в чём не виноваты, мы - как все - плывём по течению, стараясь не упустить того, что попадает нам в руки.
Другие рассуждают еще более цинично: мол, в конце концов, не по своей инициативе мы появились на этот свет, и, похоже, уйдём из него тоже без собственного желания. А если так – пусть за все отвечает Тот, Кто это всё затеял!
Ну, а если кто-то уверен, что Его и вообще нет, то такому человеку и вовсе беспокоиться не о чем: живи себе в своё удовольствие и используй предоставленные (непонятно кем) возможности «на все сто»…
Как знаком нам подобный взгляд! Однако очень важно не поддаться на эту диавольскую ловушку. Необходимо помнить, что никто из людей – верующих или неверующих, богобоязненных или непокорных Богу – не сможет избежать правосудия Божия, вне зависимости от его желания или нежелания сего. Господь – Создатель и Творец всего мира, и поэтому Он имеет неотъемлемое право потребовать от своего творения – от каждого отдельного человека – подробный и честный отчет о его жизни.
Большинство людей, конечно, сознают: да, мы будем отвечать за свою жизнь, и за грехи нам может угрожать наказание... А так ли страшно это? В чем заключается грех, и каков будет наш ответ за него? Как можно искупить грехи? Как облегчить свой будущий ответ Богу? Как научиться избегать грехов?
Цепляясь за обладание каждым человеком, сатана силится употребить все свое коварство для обольщения. Он нашептывает миллионам людей, чтобы они не спешили в церковь, что покаяться они еще успеют... И сколько человеческих душ, вроде бы верующих во Христа, обещавшихся Богу в таинстве святого Крещения, знающих о вечном аде, не отвергающих и покаяния, все-таки уходят в другой мир и предстают перед Богом, не раскаявшись, ибо день за днем откладывали исполнение этого наиважнейшего дела в бесконечную даль.
Обновлено (29.12.2011 22:29)