тропарь сердце поми́луй утреня служба литургия тебе вечерня катавасия помилуй человеколю́бец смерть поклон человек господи церкви храме священномучеников день святаго радуися богородицы иоанн корнилий при́сно рпсц христос древлеправославное исповеди молитва октября отче аминь поста воскресе́ние церковь старообрядческий христа слава псалом храм ирмос павел крест кондак исус животворя́щаго душа пресвятыя архипастырское святых
Таинство покаяния - Покаяние — врачевание греховных недугов
Чтобы покаяние принесло нам пользу, мы должны, прежде всего, подвергнуть себя суду собственной совести. Переберем в памяти дни своей жизни, вспомним все свои проступки, злые дела, скверные слова, греховные мысли и желания; размыслим обо всем, что нами сделано вопреки заповедям Божиим, – и тем самым постараемся сокрушить панцирь собственной самоуспокоенности, проникнуться сознанием того, насколько наши грехи и многочисленны, и тяжки.
Для успешной борьбы с грехами весьма важно иметь правильное представление об их внутренних причинах. Как у всякого растения существует невидимая для поверхностного взора корневая система, которая, однако, питает его всем необходимым, так точно и любой проступок человека не может быть объяснен одной только лишь случайностью, но всегда является следствием неких внутренних причин, коренящихся в глубине сознания. Подчас эти внутренние причины грехов, называемые греховными страстями, долгое время могут оставаться неведомыми самому человеку, хотя как раз они-то и приводят его к тем или иным грехам. В этом смысле ко греху человек приходит постепенно[1]. Именно поэтому, чтобы вовремя разглядеть в себе зарождение той или иной страсти, святые отцы очень большое внимание уделяли умению разбираться в своих помыслах и движениях души.
Все неисчислимое множество грехов может быть сведено к весьма ограниченному перечню греховных страстей, которые к ним приводят. Вот важнейшие из них: гордость, блудная похоть, сребролюбие, чревоугодие, гнев, ненависть, уныние. Поэтому необходимо различать, что такое грехи, и что такое – страсти, и как можно бороться с теми и с другими. Преподобный авва Дорофей так поясняет это различие: «Ибо одно суть страсти и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, ненависть и тому подобное. Грехи же суть – сами действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти (ибо иногда можно иметь страсти, но не действовать по ним)».
Если человек не желает какого-то греха, он без труда сможет его избежать, даже если сатана будет искушать его. Наоборот, если человек уязвлен неким пристрастием, он постоянно находится в опасности совершить грех. Поэтому грехи в некотором смысле являются делом случая, а страсти могут гнездиться в душе человека подолгу, а то и постоянно.
Бывает, что страсти долгое время живут в душе человека, не проявляя себя определенными грехами - до тех пор, пока не представится для этого удобный случай. Страсти до поры до времени как бы «дремлют» в душе человека. Однако это вовсе не должно давать поводов к самоуспокоению, ибо мы не знаем, когда они проснутся, и что принесет нам их пробуждение. Как во время охоты легче справиться с опасным зверем, пока он спит, чем когда он проснется и ринется в нападение, так и в духовной борьбе христиане должны преодолевать (отсекать) страсти, не дожидаясь, пока они приведут ко грехам.
Важно уметь хотя бы приблизительно разбираться, от каких именно страстей происходят те или иные грехи. Так, воровство происходит от сребролюбия, леность и пьянство – от чревоугодия, убийство и всякая жестокость – от ненависти или гнева, осуждение и превозношение – от тщеславия или гордости, ложь – от тщеславия или сребролюбия, и т. п.
Чтобы надежно избегать грехов, надо научиться методично бороться со страстями, которые к ним приводят. А каждая из страстей является противоположностью некоей добродетели (и именно этой добродетелью врачуется, как неким лекарством). Страсть гордости врачуется смиренномудрием и самоуничижением, гнев – кротостью и милосердием, сребролюбие – милосердием и милостыней, малодушие – терпением, тщеславие – самоуничижением, ненависть – заботой и стяжанием любви, чревоугодие и похоть – воздержанием.
Например, чтобы преодолеть грех воровства, происходящий по страсти сребролюбия, необходимо с усердием творить милостыню (лучше – тайную); тогда мало помалу соблазн станет угасать, и греховная страсть со временем будет побеждена. Для того чтобы справиться с грехом осуждения, чаще всего имеющим причину в тщеславии, надо упражняться в самоуничижении, заставляя себя снизить собственную самооценку, стараясь обращать больше внимания на добрые дела и поступки других людей, а к самому себе – наоборот, с самокритичным вниманием. Боль-шую пользу в этом может принести частое воспоминание своих собственных грехов, а также ежедневная молитва за тех, кого мы осуждаем или с кем имеем недобрые отношения.
Поэтому, желая избавиться от какого-либо греха, следует прежде всего бороться с той страстью, которая к нему приводит.
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, например: «Тот, кто вожделеет денег, осуждается как сребролюбец, хотя бы и совершенно ничего не имел». Так и Господь будет спрашивать с каждого из нас за греховные пристрастия не менее строго, чем и за самые грехи.
В деле такой «нравственной прополки» очень важно тщательно удалять из глубины души каждый сорняк греха, стараясь извлечь его с корнем. Если какой-либо греховный корень окажется не удаленным, то это сорное растение быстро прорастет вновь и сможет еще крепче укорениться. Однако, вступив в сражение с искусителем – сатаною, не будем обольщаться, думая, что мы сами сможем с легкостью его одолеть. Человек слаб по своему естеству, и без благодатной помощи от Бога подчас оказывается бессилен преуспевать в добродетели. Поэтому труд духовного совершенствования должен быть основан не на нашей самонадеянности, а на искреннем раскаянии в грехах, совершаемом с помощию Божией в церковном таинстве покаяния.
- ↑ Преподобный Нил Сорский последовательность возникновения греховной страсти в человеке делит на пять стадий:
Прилог – простой помысл, т.е. какая-либо мысль, пришедшая на ум. Это обычно происходящее от врага внушение: делай то или другое; однако человек может без труда прогнать эту мысль. В этом еще нет греха.
Сочетание – принятие приносимой от врага мысли, как бы собеседова-ние с ней, добровольное допущение пребывать ей в нас. В этом уже может быть грех.
Сложение – благосклонный прием греховного помысла, как бы уступка ему. Такое состояние души, как правило, погрешительно.
Пленение – невольное увлечение нашего сердца греховным помыслом, отчего повреждается наше доброе внутреннее устроение. Сие весьма погрешительно.
Страсть – долговременное и обратившееся в привычку услаждение греховными помыслами. Это уже есть прямое рабство греху.
Обновлено (29.12.2011 22:29)