литургия отче помилуй храме тропарь поста павел иоанн церковь пресвятыя поми́луй день вечерня священномучеников псалом утреня христа сердце воскресе́ние крест храм древлеправославное катавасия молитва радуися церкви святых исповеди старообрядческий служба слава смерть ирмос человек при́сно святаго аминь архипастырское христос октября поклон исус корнилий господи рпсц тебе животворя́щаго человеколю́бец кондак богородицы душа
Таинство покаяния - Препятствия к покаянию
Враг Бога и людей, диавол, стремится всякими путями ли-шить людей Царства Божия, и в первую очередь помешать им раскаяться во грехах. И во многих случаях ему это удается, особенно при нашем попустительстве и нерадении.
Прежде всего, диавол стремится внушить человеку, будто у него вообще нет «особых» грехов, в которых бы надо было «специально» раскаиваться. Ведь многие люди, как бы ни жили на самом деле, всегда считают себя «не хуже других»: «Это пусть они (бандиты, убийцы, воры, безбожники и т.п.) каются! А я никого не убил, никого не ограбил... А грешу – как все люди...» Да-да, именно такими (или подобными) словами начинается подчас исповедь людей, впервые пришедших на покаяние.
Когда же священник начинает спрашивать, вдруг оказывается, что из десяти заданных наугад вопросов чуть ли не на девять человек отвечает признанием: «Да, грешен - этот грех у меня бывал»… Так что же – действительно нам не в чем каяться? Нет, конечно! Проблема вовсе не в отсутствии грехов, а в нашем нежелании осознать их и увидеть в своей жизни. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, и истины нет в нас. Если исповедаем грехи наши, то Он (Господь), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 послание Иоанна, 1: 8-9). Весьма страшно не видеть своей греховности, потому что для таких людей закрыта спасительная дверь покаяния. А без чистосердечного раскаяния не может быть и прощения.
Иным же людям сатана, наоборот, внушает совершенно противоположное: что они, будто бы, столько уже нагрешили, что им невозможно даже и надеяться на прощение. Такой человек чаще даже склонен преувеличивать свои грехи, и это тоже плохо, поскольку неоправданно считая себя «уже безнадежно погибшим», он совершенно не прилагает сил к исправлению своей жизни, и только поэтому может погибнуть на самом деле! Бывает, что от подобных мыслей человек впадает в депрессию или отчаяние, что и само по себе является уже грехом, и к тому же препятствует совершить искреннее раскаяние. Поэтому мы должны твердо помнить: по милосердию Божию всякий грех может быть прощен, и нет таких грехов, в которых было бы невозможно или бесполезно раскаиваться! Наше дело – честно осознать свои грехи и искренне раскаяться в них, со смирением принять епитимию и терпеливо нести труды по своему исправлению.
Иной же человек, видя и сознавая свои грехи, понимая важность и необходимость покаяния в них, смущается постыдностью своих поступков: «Как же я смогу рассказать об этом священнику?» О ложном чувстве стыда, внушаемом диаволом во время исповеди, убедительно говорит преподобный Ефрем Сирин: «Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано ТАМ (на Страшном Суде) перед всей Вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле[8] мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим». Поэтому, придя на исповедь, мы должны преодолеть этот ложный стыд и поведать священнику о каждом своем грехе, не стремясь себя как-либо выгораживать и оправдывать.
Как не уместна во время исповеди излишняя стыдливость, так же не должно быть и чрезмерной легкости в изложении своих греховных проступков. Однако бывает, что исповедь некоторых людей более напоминает «доклад о проделанной работе», нежели, собственно, покаяние. Ведь мы, приходя на покаяние, должны именно раскаиваться в своих грехах, а не бесстрастно докладывать о них – словно перечисляя названия станций, увиденных нами из окна движущегося поезда. Весьма важно, чтобы на исповеди мы не только рассказали духовнику обо всех грехах – без утайки, но и уделили особое внимание оценке степени собственной виновности в них. Но если мы все-таки не чувствуем сожаления о своих грехах, не имеем в душе чувства вины – значит, мы должны прежде всего признаться и покаяться в отсутствии страха Божия и грехе своей нераскаянности.
Кто-то, собираясь на исповедь, решает для себя: «об этом я скажу, а об этом говорить не стану». Это – еще одна распространенная ошибка, и очень важно не совершить ее. Как невозможно исцелиться от телесной болезни, не показывая своему лечащему врачу больное место или скрывая от него истинную причину заболевания, так и в процессе покаяния нельзя ничего утаивать ни от Бога, ни от священника. Заведомое утаивание греха является обманом – то есть еще одним грехом, а кроме того, таковое лукавство часто влечет за собой и иные грехи, и все это вместе усугубляет меру нашей ответственности перед Богом[9]. Поэтому, если уж мы собрались на покаяние – постараемся не утаить ни одного греха[10]! Но, если в этот раз кому-то не хватило мужества рассказать о некоем совершенном грехе – он должен, во-первых, усердно молиться Богу, чтобы его не постигла смерть без покаяния – раньше, чем он найдет в себе силы раскаяться полностью и до конца, а во-вторых, обязательно готовить себя к тому, чтобы в другой раз обязательно пересилить себя, и покаяться как в самом неисповеданном грехе, так и в том, что он был утаен во время исповеди[11].
Некоторые рассуждают так: «Я приходил на исповедь, покаялся, но потом снова начал грешить. Зачем же я опять пойду? Я сначала исправлюсь, а потом уже приду на покаяние…» Кажется, неплохое намерение. Но если мы однажды, даже и раскаявшись, все-же не смогли справиться с каким-то грехом, то само по себе наше исправление, скорее всего, не произойдет и в дальнейшем. Поэтому такое намерение обличает нашу преступную самонадеянность, и очень малореально.
Некоторые задаются и таким вопросом: как скоро нужно приходить на покаяние, если снова согрешишь? Можно спро-сить таких людей: сколько раз надо подниматься человеку, если он, идя по улице, споткнулся и упал? Ответ очевиден. Сколько раз мы падаем, столько и поднимаемся; – а поскольку грешим мы постоянно, то и покаяние должно быть делом регулярным. Причем наши неуспехи в исправлении, чаще всего, объясняются тем, что мы не приложили достаточно старания и усердия. Значит, снова раскаиваясь – теперь уже в повторении греха, мы должны постараться вместе со своим духовником еще более тщательно разобраться в его корнях и причинах. И, приняв соответствующую епитимию, а так же внимательно выслушав советы священника, постараться приложить еще больше старания к своему исправлению - тогда любая греховная привычка рано или поздно неминуемо отступит. Важно понимать, что без молитвенной помощи Церкви и без наставлений духовного отца исправить свою жизнь чаще всего не удается.
Бывает, что человека, желающего покаяться, сдерживает чувство неловкости от незнания того, как надо себя вести и вообще в храме, и в частности – во время исповеди. И это тоже - всего лишь жалкие страхи, которые должны быть отвергнуты напрочь. Если вы ничего не знаете из церковных обычаев, то, придя в храм, вы просто должны вести себя максимально скромно и терпеливо спрашивать обо всем других верующих, проявляя смирение и послушание.
Каждый священник помнит слова Господа: «Грядущего ко Мне не изжену вон». Поэтому, если вы обратитесь к священнику с просьбой принять вас на покаяние, то ваше намерение непременно исполнится[12]. А если для этого придется некоторое время и подождать – примите это со смирением, как некоторое испытание твердости вашего намерения. И постарайтесь уже заранее обратиться к Господу за помощию и начать молиться, подготовляя себя к этому важнейшему для душевного спасения делу – покаянию.
Помня о множестве препятствий, воздвигаемых диаволом на пути к покаянию, мы должны позаботиться не только о себе, но и о своих близких, кому, быть может, эти препятствия еще не удалось преодолеть. Мы должны стараться не упускать никакую возможность снова и снова призвать к покаянию наших родных, близких и знакомых, помня о том, что «без покаяния нет спасения».
Если вдруг вы узнали, что заболел ваш знакомый или родственник, и к тому же он давно не был на исповеди, в этом случае ваш христианский долг – взять на себя некоторое попечение о его душе, чтобы помочь ему покаяться в своих грехах перед Богом. Надо помнить: самое страшное для христианина – смерть без покаяния во грехах!
Прежде всего – надо всеми силами постараться убедить больного в необходимости покаяться. Если он согласится – необходимо поскорее связаться со священником и договориться с ним о совершении исповеди – в церкви, на дому у больного, в доме престарелых, в больнице (даже в отделении реанимации) – сегодня, слава Богу, исповедь может быть совершена где угодно, и практически везде священника готовы пропустить к болящему.
Но, конечно же, заботясь о родных и близких, которые не торопятся придти на исповедь, вовсе не следует ждать, когда их посетит тяжкий недуг. Говорить и напоминать им о покаянии – наш повседневный долг, естественное проявление милосердия и заботы[13].
- ↑ Имеется в виду момент совершения греха.
- ↑ Иногда можно встретить мнение, будто человек, утаивший на исповеди хотя бы один грех, делает всю свою исповедь недействительной… По мнению автора, сами утаенные грехи, естественно, остаются без проще-ния, но прощение тех грехов, раскаяние в которых во время исповеди было вполне искренним и чистосердечным, под сомнение ставиться не должно.
- ↑ Для этого иногда бывает целесообразно воспользоваться листочком бумаги, на котором записывать для себя все свои прегрешения – чтобы не забыть их во время исповеди.
- ↑ Если умолчание греха произошло по забывчивости, это не ставится человеку в вину. Когда же человек вспомнит о таком грехе, он должен на следующей исповеди не только покаяться в нем, но и поведать о том, что ранее этот грех был забыт им.
- ↑ В храмах исповедь обычно совершается во время всех четырех постов - в определенные недели и дни, о которых всегда бывает заранее объявлено. Однако если Вы пожелали исповедоваться – не стоит ожидать времени поста: попросите священника назначить Вам время для исповеди.
- ↑ Сегодня под выражением «забота о ближних» многие понимают именно материальное попечение о благе родственников. Но мы должны помнить, что забота о благе души человека является несопоставимо бо-лее важной и насущной – тем более в нашей нынешней жизни.
Обновлено (29.12.2011 22:29)