Таинство покаяния

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

издание 3-е, переработанное

Таинство покаяния / Сост. прот. Евгений Чунин. - Издание 3-е, переработанное. – Ржев: Маргаритъ, 2009. - 32 с.

По благословению о. Евгения Чунина публикуем текст брошюры "Таинство покаяния". В брошюре раскрывается смысл церковного таинства покаяния, даны советы по подготовке к исповеди и по дальнейшей организации личной духовной жизни. Брошюра адресована широкому кругу читателей, интересующихся православными традициями духовной жизни. При подготовке 3-го издания были учтены предложения и пожелания, полученные после выхода в свет первого (2001 г.) и второго (2007 г.) издания брошюры. Вопросы к исповеди приведены с учётом комментариев о. Игоря Карванена (Лиговская община, Санкт-Петербург).

Издательство «Маргаритъ» просит читателей направлять
свои вопросы, замечания и пожелания по адресу:
172381, Тверская область, г. Ржев, ул. Калинина, д.62, Покровский храм.
Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

© Маргаритъ, 2009
© прот. Евгений Чунин, 2009


Покаянное чувство в той или иной мере знакомо каждому. В человеческой жизни оно проявляется в самых разнообразных формах и выражениях. Это и «прости», которое мы скажем близкому человеку, и «извините, пожалуйста» – для остальных, и несколько легкомысленное «пардон», и некоторые понятные жесты. Все эти знаки в человеческом общении служат для выражения нашего сожаления о происшедшем, о сделанной нами ошибке, причиненном кому-нибудь зле. Зачем нужны они? Очевидно, для того, чтобы засвидетельствовать наше сожаление о произошедшем, чтобы очистить свою совесть. Покаяние как таковое – это жест или действие духовного очищения, идущее от же¬лания искупить какую-то свою вину перед другими людьми, примириться с ними и со своей совестью. Мы интуитивно чувствуем, что наша вина перед другим человеком воздвигает некую преграду в общении с ним, и, преодолевая стыд, заставляем себя признать перед ним свою вину, устраняя, таким образом, возникшую по нашей вине пре-граду.

Однако несравненно больше мы бываем виновны перед Богом, когда грешим, преступая Его святую волю. Любое сознательное нарушение человеком Заповедей Божиих, называемое грехом, является, по сути, нашей провинностью перед Богом. И каждый наш грех воздвигает преграду в наших отношениях с Богом, каждый грех требует своего искупления.

Человек наделен от Бога свободной волей и сам избирает свой жизненный путь. По собственному изволению он может творить добрые дела или совершать грехи. Хотя многие, оправдывая себя, пытаются возложить вину за свои грехи на диавола, это несправедливо. Насильно сатана никого заставить согрешить не может. Обычно он действует хитростью или обманом, соблазняет кажущейся «выгодностью» греховной сделки или предвкушением греховного удовольствия. Но человек всегда, если захочет, сможет увидеть и понять, что предлагаемое ему иным человеком или собственным разумом некое дело – греховно. Если же человек не устоял перед соблазном и нарушил заповедь Божию – значит, этим поступком он добровольно отверг волю Божию и исполнил во-лю диавола, принес ему жертву.

Часто бывает, что человек, снова и снова впадающий в тяжкие грехи, изменить самостоятельно порочный образ своей жизни не может. Сколько бы ни собирался он «однажды начать жить по-новому», диавол всякий раз с присущей ему изобретательностью и коварством находит способ снова возвратить человека ко греху. Это происходит потому, что, отягощаясь многими сознательно совершенными прегрешениями, человек лишается божественной помощи и впадает в зависимость от сатаны.

Единственной возможностью вырваться из этого порочного круга, из коварного сатанинского пленения, является таинство покаяния, возвращающее человеку милосердие Божие и Его спасительную помощь. А сатана, видя вчерашнего грешника кающимся пред Богом, терпит посрамление и теряет свою власть над этим человеком.

Именно поэтому диавол стремится любой ценой помешать христианину придти к покаянию, воздвигает на его пути целую гору больших и малых препятствий и отговорок. И именно в силу такого сатанинского наваждения многие современные людей живут в полной уверенности, что им, вообще, каяться не в чем… Более того: даже естественное чувство вины, которое подчас напоминает нам о наших неоплаченных долгах, совершенных нами опрометчивых поступках, многими сегодня рассматривается как досадная помеха «нормальной», успешной жизни. Даже если человек совершает серьёзное преступление, он часто стремится оп-равдать себя внешними обстоятельствами, которые подтолкнули его к совершению беззакония. Мы склонны все беды сваливать на общество, на трудное детство, на плохих учителей: «не мы такие – жизнь такая»! Доля нашей личной ответственности в коллективном зле кажется нам пренебрежимо малой. Мы почти уверены, что ни в чём не виноваты, мы - как все - плывём по течению, стараясь не упустить того, что попадает нам в руки.

Другие рассуждают еще более цинично: мол, в конце концов, не по своей инициативе мы появились на этот свет, и, похоже, уйдём из него тоже без собственного желания. А если так – пусть за все отвечает Тот, Кто это всё затеял!

Ну, а если кто-то уверен, что Его и вообще нет, то такому человеку и вовсе беспокоиться не о чем: живи себе в своё удовольствие и используй предоставленные (непонятно кем) возможности «на все сто»…

Как знаком нам подобный взгляд! Однако очень важно не поддаться на эту диавольскую ловушку. Необходимо помнить, что никто из людей – верующих или неверующих, богобоязненных или непокорных Богу – не сможет избежать правосудия Божия, вне зависимости от его желания или нежелания сего. Господь – Создатель и Творец всего мира, и поэтому Он имеет неотъемлемое право потребовать от своего творения – от каждого отдельного человека – подробный и честный отчет о его жизни.

Большинство людей, конечно, сознают: да, мы будем отвечать за свою жизнь, и за грехи нам может угрожать наказание... А так ли страшно это? В чем заключается грех, и каков будет наш ответ за него? Как можно искупить грехи? Как облегчить свой будущий ответ Богу? Как научиться избегать грехов?

Цепляясь за обладание каждым человеком, сатана силится употребить все свое коварство для обольщения. Он нашептывает миллионам людей, чтобы они не спешили в церковь, что покаяться они еще успеют... И сколько человеческих душ, вроде бы верующих во Христа, обещавшихся Богу в таинстве святого Крещения, знающих о вечном аде, не отвергающих и покаяния, все-таки уходят в другой мир и предстают перед Богом, не раскаявшись, ибо день за днем откладывали исполнение этого наиважнейшего дела в бесконечную даль.


Святые отцы поясняют нам, что в любом грехе, даже невольном, всегда присутствует человеческая вина. Не было бы нашей вины – не было бы и греха. И каждый грех есть преступление перед Богом.

Человек практически всегда имеет возможность избежать греха, но часто пренебрегает ею. А каждым своим греховным поступком человек делает очередную душепагубную уступку сатане, и тем не только  лишает себя надежды на будущее блаженство в вечности, но и добровольно удаляется от Бога, отказывается от благодатной Божественной помощи в земной жизни и, более того, воспламеняет гнев Божий против себя.

Но Господь долготерпелив и не спешит излить на грешников чашу Своего праведного гнева. Он ждет, когда каждый согрешивший снова обратится к Нему, признает свои ошибки и грехи, принесет сердечное раскаяние в содеянном и потрудится исправить свой жизненный путь.

Но сколь многие люди сегодня пребывают в привычном для них крайнем греховном закоснении и не спешат облегчить покаянием свою душу! Подчас они не только не беспокоятся о многих своих грехах, но уже даже и не понимают, что является грехом, и даже не желают узнать это! Каждый из таких людей серьезно рискует испить чашу гнева Божия уже и в этой, земной, жизни. Но грядущее наказание за нераскаянные грехи – вечное мучение – несравненно страшнее любых бывающих на земле страданий и несчастий. И только покаяние может спасти каждого из нас от вечной погибели.

Чтобы примирить грешника с Богом, вернуть ему надежду на спасение в вечности, наставить на путь добродетельной христианской жизни, облегчить лежащую на его душе греховную тяжесть, Церковь издревле содержит Таинство покаяния. Именно это таинство, совершаемое согласно Чину исповеди, является наиболее значимым инструментом очищения человеческой души от недобрых, греховных наслоений. Это церковное таинство помогает человеку выбраться из глубины греха и приблизиться к Богу. Регулярное участие в покаянии помогает человеку научиться и всю свою жизнь проводить в согласии с волей Божией и своей совестью.

Участие каждого христианина в таинстве покаяния должно быть осознанным. Для этого изложение Чина исповеди с давних пор содержало различные поучения и наставления, обращенные к кающимся. Эти наставления призваны помочь христианам, пришедшим на покаяние, осознать свои грехи, раскаяться в них и приступить к усовершенствованию своей духовной жизни.

В отличие от многих других, Таинство покаяния может и должно совершаться в течение жизни человека неоднократно. И именно регулярным участием в таинстве исповеди подтверждает свою принадлежность Христовой Церкви каждый верующий. Тот же, кто не участвует в совершении церковных таинств, и в первую очередь - в Таинстве покаянии, фактически одним этим уже исключает себя из Церкви Божией.

Те же, у кого есть хоть искра страха Божия, не должен в своей христианской жизни обходиться без покаяния, поскольку грехи наши копятся ежедневно, и, как говорят Святые отцы, нам и дня не удается прожить без греха. Добрый христианский обычай призывает нас очищать покаянием свою душу в каждый из четырех постов. Но уж во всяком случае, не должна быть упущена возможность исповеди в Великий пост, когда и весь смысл Церковного богослужения напоминает нам о покаянии.

Кто подолгу не бывает на исповеди, даже если по собственному своему разумению и стремится жить благочестиво, делает труд своего духовного совершенствования малополезным. А кто вообще никогда не бывал на исповеди, не имеет духовного отца, не стремится к осознанию своих грехов, не беспокоится о преодолении своих греховных слабостей и пристрастий – тот совершенно явно отвергает важнейшие христианские обычаи и поэтому уже признается отступником святой Церкви. Если такой человек кичливо называет себя «православным христианином», тем более – «старообрядцем», то это – явная ложь или жестокий самообман! Думать, что одного лишь правильно совершенного Крещения достаточно, чтобы человек имел право именоваться христианином и мог наследовать спасение, совершенно неверно: ведь Господь явно говорит устами апостола, что «грешники Царствия Божия не наследуют»! Именно поэтому каждый христианин призван подтверждать это свое священное звание повседневным усердием в соблюдении Заповедей Божиих, всеми добрыми делами своей жизни, а так же искренним покаянием во грехах.


Чтобы покаяние принесло нам пользу, мы должны, прежде всего, подвергнуть себя суду собственной совести. Переберем в памяти дни своей жизни, вспомним все свои проступки, злые дела, скверные слова, греховные мысли и желания; размыслим обо всем, что нами сделано вопреки заповедям Божиим, – и тем самым постараемся сокрушить панцирь собственной самоуспокоенности, проникнуться сознанием того, насколько наши грехи и многочисленны, и тяжки.

Для успешной борьбы с грехами весьма важно иметь правильное представление об их внутренних причинах. Как у всякого растения существует невидимая для поверхностного взора корневая система, которая, однако, питает его всем необходимым, так точно и любой проступок человека не может быть объяснен одной только лишь случайностью, но всегда является следствием неких внутренних причин, коренящихся в глубине сознания. Подчас эти внутренние причины грехов, называемые греховными страстями, долгое время могут оставаться неведомыми самому человеку, хотя как раз они-то и приводят его к тем или иным грехам. В этом смысле ко греху человек приходит постепенно[1]. Именно поэтому, чтобы вовремя разглядеть в себе зарождение той или иной страсти, святые отцы очень большое внимание уделяли умению разбираться в своих помыслах и движениях души.

Все неисчислимое множество грехов может быть сведено к весьма ограниченному перечню греховных страстей, которые к ним приводят. Вот важнейшие из них: гордость, блудная похоть, сребролюбие, чревоугодие, гнев, ненависть, уныние. Поэтому необходимо различать, что такое грехи, и что такое – страсти, и как можно бороться с теми и с другими. Преподобный авва Дорофей так поясняет это различие: «Ибо одно суть страсти и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, ненависть и тому подобное. Грехи же суть – сами действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти (ибо иногда можно иметь страсти, но не действовать по ним)».

Если человек  не желает какого-то греха, он без труда сможет его избежать, даже если сатана будет искушать его. Наоборот, если человек уязвлен неким пристрастием, он постоянно находится в опасности совершить грех. Поэтому грехи в некотором смысле являются делом случая, а страсти могут гнездиться в душе человека подолгу, а то и постоянно.

Бывает, что страсти долгое время живут в душе человека, не проявляя себя определенными грехами - до тех пор, пока не представится для этого удобный случай. Страсти до поры до времени как бы «дремлют» в душе человека. Однако это вовсе не должно давать поводов к самоуспокоению, ибо мы не знаем, когда они проснутся, и что принесет нам их пробуждение. Как во время охоты легче справиться с опасным зверем, пока он спит, чем когда он проснется и ринется в нападение, так и в духовной борьбе христиане должны преодолевать (отсекать) страсти, не дожидаясь, пока они приведут ко грехам.

Важно уметь хотя бы приблизительно разбираться, от каких именно страстей происходят те или иные грехи. Так, воровство происходит от сребролюбия, леность и пьянство – от чревоугодия, убийство и всякая жестокость – от ненависти или гнева, осуждение и превозношение – от тщеславия или гордости, ложь – от тщеславия или сребролюбия, и т. п.

Чтобы надежно избегать грехов, надо научиться методично бороться со страстями, которые к ним приводят. А каждая из страстей является противоположностью некоей добродетели (и именно этой добродетелью врачуется, как неким лекарством). Страсть гордости врачуется смиренномудрием и самоуничижением, гнев – кротостью и  милосердием, сребролюбие – милосердием и милостыней, малодушие – терпением, тщеславие – самоуничижением, ненависть – заботой и стяжанием любви, чревоугодие и похоть – воздержанием.

Например, чтобы преодолеть грех воровства, происходящий по страсти сребролюбия, необходимо с усердием творить милостыню (лучше – тайную); тогда мало помалу соблазн станет угасать, и греховная страсть со временем будет побеждена. Для того чтобы справиться с грехом осуждения, чаще всего имеющим причину в тщеславии, надо упражняться в самоуничижении, заставляя себя снизить собственную самооценку, стараясь обращать больше внимания на добрые дела и поступки других людей, а к самому себе – наоборот, с самокритичным вниманием. Боль-шую пользу в этом может принести частое воспоминание своих собственных грехов, а также ежедневная молитва за тех, кого мы осуждаем или с кем имеем недобрые отношения.

Поэтому, желая избавиться от какого-либо греха, следует прежде всего бороться с той страстью, которая к нему приводит.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, например: «Тот, кто вожделеет денег, осуждается как сребролюбец, хотя бы и совершенно ничего не имел». Так и Господь будет спрашивать с каждого из нас за греховные пристрастия не менее строго, чем и за самые грехи.

В деле такой «нравственной прополки» очень важно тщательно удалять из глубины души каждый сорняк греха, стараясь извлечь его с корнем. Если какой-либо греховный корень окажется не удаленным, то это сорное растение быстро прорастет вновь и сможет еще крепче укорениться. Однако, вступив в сражение с искусителем – сатаною, не будем обольщаться, думая, что мы сами сможем с легкостью его одолеть. Человек слаб по своему естеству, и без благодатной помощи от Бога подчас оказывается бессилен преуспевать в добродетели. Поэтому труд духовного совершенствования должен быть основан не на нашей самонадеянности, а на искреннем раскаянии в грехах, совершаемом с помощию Божией в церковном таинстве покаяния.


  1.  Преподобный Нил Сорский последовательность возникновения греховной страсти в человеке делит на пять стадий:
    Прилог – простой помысл, т.е. какая-либо мысль, пришедшая на ум. Это обычно происходящее от врага внушение: делай то или другое; однако человек может без труда прогнать эту мысль. В этом еще нет греха.
    Сочетание – принятие приносимой от врага мысли, как бы собеседова-ние с ней, добровольное допущение пребывать ей в нас. В этом уже может быть грех.
    Сложение – благосклонный прием греховного помысла, как бы уступка ему. Такое состояние души, как правило, погрешительно.
    Пленение – невольное увлечение нашего сердца греховным помыслом, отчего повреждается наше доброе внутреннее устроение. Сие весьма погрешительно.
    Страсть – долговременное и обратившееся в привычку услаждение греховными помыслами. Это уже есть прямое рабство греху.

Призывая всех к добродетельной жизни, преп. Ефрем Сирин пишет: «Отстраняешься, возлюбленный, от огня, чтобы не обгорело у тебя тело? Избегай греха, чтобы телу твоему вместе с душой не гореть в огне неугасимом».  Другой старец сказал: «Чудное дело!  Мы приносим молитвы так, что представляем Бога присущим и слушающим слова наши; а когда грешим, то делаем так, как будто бы Он не видел нас».

Для того, чтобы научиться лучше находить в себе духовно-нравственные пороки и недостатки и тщательнее исправлять их, необходимо чаще обращаться к Священному Писанию – как к своеобразному духовному зеркалу, помогающему нам разглядеть изъяны своего духовного облика. Часто бывает, что именно чтение духовных книг позволяет нам увидеть и оценить себя с высоты Божественной истины. И если вопреки нашему привычно-возвышенному мнению о себе мы увидим свое отражение в этом зеркале весьма неприглядным и обезображенным язвами греха – не будем восставать против слова Божия, которое открыло нам наш подлинный духовный облик. Ведь глупо разбивать зеркало, если оно показывает наше лицо, запачканное грязью. Если даже зеркало будет выброшено или разбито – грязь на лице от этого не исчезнет, ее будут видеть другие люди. И хотя мы сами ее перестанем замечать, она будет по-прежнему видна нашим близким, и, самое главное, нашему Господу.

Если Господь в словах Священного Писания показал нам всю грязь и язвы нашего духовного облика, и тем обличил наш греховный образ жизни, - не будем отмахиваться от того зрелища, которое мы увидели, но приложим старание, к тому, чтобы исправиться! Именно наше усердие к исправлению своей жизни будет подобающей благодарностью Господу за долготерпение к нашим изъянам и порокам.

Святители Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский, преподобные Макарий Египетский, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Антоний Печерский, Нил Сорский и многие, многие другие святые отцы сами прошли тернистым путем борьбы со своими страстями, и, достигнув совершенства, оставили нам в назидание множество душеспасительных поучений.

Вот какие советы дают святые отцы тем, кто искренне хочет научиться избегать греха:

1.    Всегда хранить память о своей смерти и будущем страшном суде Божием, так как это помогает действенно избегать греха.  «Он (Господь) будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Псалом 9: 9).

2.    Всегда иметь страх Божий на страже своей души, – не допускать и в мысли своей того, что не угодно Богу, и тогда все желания  постепенно утвердятся в воле Божией.

3.    Не упускать случая для посещения храма Божия. Еже-дневно и добросовестно молиться дома. Научать себя сосредоточенно внимать словам молитвы, не отвлекаясь на посторонние размышления.

4.    Непрестанно иметь в душе молитву или богомыслие, – собеседование с Богом о возвышенном и о нашей жизни. Умение постоянно хранить в уме, «про себя» молитву (т.н. «умное делание»[2]) есть первейшее средство защиты верующих от всяческих ухищрений лукавого.

5.    Всегда ощущать присутствие Божие, – как если бы мы воочию видели Бога, его ангелов и всех святых, взирающих с неба. Что бы ты ни делал, или о чем бы ни помышлял – помни, что делаешь и помышляешь это пред лицем Божиим.

6.    Иметь попечение о своей душе. Научиться строгому вниманию к самому себе и трезвому рассуждению. Находить время для чтения душеполезных книг.

7.    Обязательно избрать себе духовного отца и иметь с ним регулярное общение, стараясь чаще советоваться, особенно – перед принятием важных решений.

8.    Везде искать общения с благочестивыми людьми, и избегать общества людей безнравственных и лживых – чтобы совершенствоваться во благом и, наоборот, даже случайно и незаметно для самого себя не перенять худых обычаев и привычек.

9.    Постоянно быть занятым делом или иметь некое полез-ное занятие. Не позволять себе чрезмерного отдыха, избегать излишних услаждений, бороться с праздностью и ленью. Праздность и привычка к услаждениям порождает многие и всевозможные грехи.

10.    Избегать поводов и случаев, могущих привести ко греху, – самих тех мест, лиц, вещей, занятий, которые представляют соблазн или внушают греховные желания.

11.    Учиться любви Божией. Только тот, кто совершенно и искренне любит Бога, не только не сделает греха, но даже и не помыслит ничего худого, поскольку «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоанна, 4: 17).

Эти и многие другие бесценные сокровища душеспасительных поучений и наставлений предложены нам в творениях отцов Церкви – настоящих сокровищницах святоотеческого наследия. Каждому из нас надо чаще обращаться к их духовному опыту.


  1.  Для «умного делания» святые отцы в древности чаще всего употребляли Исусову молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешного», либо ее сокращенный вариант: «Господи, помилуй».

Таинство покаяния предполагает, что хотя кающийся исповедает свои грехи, конечно же, Богу, однако он совершает это в присутствии священника, который в этом таинстве действует от лица Господа и даже как бы заступает место Его. Такое посредничество священника в отношениях человека с Богом, называемое духовничеством, установлено Самим Сыном Божиим, Который дал апостолам власть прощать грехи кающихся, сказав: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». (Иоанн, 20: 22-23). Таким образом, Господь именно служителям Церкви, принявшим преемственное апостольское посвящение, вручил власть освобождения людей от греховного рабства на земле.

Рассуждая о роли священника в совершении таинства исповеди, епископ Михаил (Семенов) отмечал, что очень часто вся предшествующая подготовительная работа кающегося  оказывается менее плодотворной, чем та же духовная работа перед алтарем Господа, в присутствии Его служителя. Обнажить перед другим человеком раны совести, весь стыд греха, можно только при большом напряжении воли. И эта-то духовная ломка, «распятие совести волей», и должна вызвать тот последний и окончательный перелом, который делает человека достойным благодати. Именно поэтому важно не только осознать свои грехи перед своею совестью, но и поведать о них Богу в присутствии священника.

Между каждым человеком, приходящим на покаяние, и священником, который становится свидетелем его раскаяния и совершителем самого церковного таинства исповеди устанавливаются отношения духовничества. Такие отношения предполагают высокую степень взаимного доверия христианина и его духовника-священника. В этом заключается важный христианский принцип: частная жизнь каждого верующего не является его личным уделом, но должна непременно находиться под духовным контролем и руководством его духовного отца[3].

Когда указанный обычай является нормой жизни верующего человека, можно реально надеяться на успешность его христианского жития.

Учитывая спасительную важность отношений христианского духовничества для всякого верующего, Церковь дает каждому человеку право свободно выбирать духовника: «Избери себе отца духовного по сердцу» – так говорится в одном из поучений, помещенных в Чине исповеди.

Бывает, однако, и так, что в какой-то момент жизни мы начинаем чувствовать, что понимание между нами и нашим духовным отцом исчезло. Это, конечно, грустно, но не отменяет нашей обязанности исповедоваться во грехах. Более того: сознавая, как настойчиво диавол стремится нарушить гармонию нашей духовной жизни, надо приложить все силы к тому, чтобы найти утерянное взаимопонимание со своим духовником. Если же потеря взаимопонимания сознается обеими сторонами, и никак не может быть восстановлена, можно поставить вопрос о перемене духовного отца. Но надо понимать: чтобы переменить духовника, должны быть достаточно веские причины, а не заурядное нежелание подчиняться ему и исполнять даваемые им заповеди и поручения.

Если же человек все-таки окончательно убежден в необходимости сменить духовного отца, то для того, чтобы пойти на исповедь к другому священнику, требуется получить благословение прежнего духовника, и искренне объяснить ему причины такого шага. Иначе подобное самовольство будет проявлением непокорности перед Богом, непослушанием церковному священноначалию и не принесет пользы. Необходимо помнить и то, что, придя на исповедь к новому духовнику, прежде чем приступить, собственно, к исповеди, надо обязательно сообщить ему, где, когда и у кого в прошлый раз исповедовались, причащались ли, имеете ли какое отлучение от причастия, и получено ли благословение прежнего духовника на то, чтобы перейти к другому. А затем уже приступить к исповеди и поведать ему обо всех прошлых грехах, – как исповеданных, так и неисповеданных ранее, а так же и о том, за какие грехи давалась епитимия, и была ли она исполнена.

В целом же, однажды выбрав себе духовника, христианин должен вверить свою духовную жизнь руководству этого священника, и в последующем исповедоваться регулярно[4], и именно у него, стараясь тщательно выполнять все его духовные поручения и советы[5].

Как правило, между священником и теми верующими, кто приходит к нему на исповедь, возникают отношения духовничества, характеризующиеся высоким взаимным доверием и духовной близостью. Эти отношения предполагают не только связь каждого верующего с его духовным отцом, но и определенную степень духовной общности между самими христианами, имеющими одного духовного отца: ведь все они избрали своим духовником именно этого пастыря; все имеют между собою общение и в молитве, и в решении многих житейских вопросов. Поэтому подчас и сами христиане, общаясь между собой, как бы в развитие отношений духовничества, добровольно посвящают друг друга в свои личные духовные проблемы, тем самым как бы дополняя  таинство исповеди и привлекая себе на помощь опыт других верующих. Все это создает для верующих обстановку защищенности и духовного комфорта, которая весьма помогает в христианской жизни.

Еще одна сторона духовничества – взаимная молитвенная забота верующих друг о друге. Священник в своих молитвах во время совершения таинств, особенно при служении Литургии, а зачастую и в домашних молитвах поминает всех своих духовных чад – христиан, которые избрали его духовным отцом, поведали ему свои грехи, обратились за помощью в излечении от греховных недугов и приняли от него духовное лекарство – епитимию. В свою очередь, и каждый христианин стремится в ежедневной домашней молитве не забывать своего духовного отца, а также и других своих собратьев и близких, особенно тех, кто просил за него помолиться.

Еще раз подчеркнем: церковные заповеди неотъемлемо требуют, чтобы:

1) Каждый христианин имел своего духовного отца;

2) Каждый христианин регулярно[6] приходил к своему духовнику на исповедь;

3) Каждый христианин строил свою жизнь в богоугодном послушании своему духовнику.

Эти заповеди одинаково касаются всех православно верующих. О тех людях, которые считают сами себя христианами, однако не имеют духовного отца, в чине исповеди говорится прямо и откровенно: «лучше бы им не родиться». Этот же взгляд отстаивает преп. Авва Дорофей: «Те, которые не имеют (духовного) руководства, падают, как листья».

Если кто не бывал на исповеди и не имеет духовного отца, должен срочно поставить себе задачу: выбрать благочестивого, содержащего правую веру священника, и обратиться к нему с просьбой – принять на исповедь, а затем договориться о времени (и месте) совершения таинства. Однако и после того, как состоится ваша первая исповедь, необходимо не впасть в ложное самоуспокоение, думая, что теперь все уже сделано, но и впредь не лишать себя спасительного действия этого таинства.

Участие в таинстве исповеди для всякого христианина должно быть, как минимум, ежегодным!


  1.  Именно этот момент христианской жизни сегодня чаще всего оказывается трудновыполнимым для современных малоцерковных людей, с головой погруженных в суету светской жизни. Если придти «по обещанию» на исповедь они еще иногда и могут, то всерьез обсуждать со священником какие-то аспекты своей личной духовной жизни они считают слишком унизительным, полагая, что они «выше этого». А всерьез прислушиваться к опыту Церкви и советам священника и целенаправленно стараться избегать греха – это представляется им исключительно уделом богомольных старух и монахов.
  2.  Считается минимальной нормой исповедоваться ежегодно; по желанию – в каждый из 4-х постов, но можно и еще чаще.
  3.  Обычно во время исповеди священник оговаривает с каждым человеком в отдельности следующие индивидуальные вопросы:
    - объем ежедневной молитвы,
    - какие-то особые молитвенные или иные труды – в качестве искупи-тельной жертвы за совершенные ранее грехи (т.н. епитимия),
    - советы по поведению в некоторых ситуациях, которые иногда приво-дили (или могут привести) ко грехам.
  4.  Повторим: считается нормой совершать покаяние от одного до четырех раз в год – во время каждого из четырех постов. При серьезных затруд-няющих обстоятельствах считается простительным не бывать на исповеди до трех лет. Кто же более трех лет не был на покаянии – тот сам себя исключает из Церкви своей нераскаянностью; над таким человеком по церковным правилам в случае его смерти уже не совершается погребение. Поэтому каждый, кто давно не исповедовался, должен прилагать все старание к тому, чтобы скорее исполнить это важнейшее для спасения дело.

Когда человек приходит на исповедь и искренне раскаивается в своих грехах, в эту минуту он побеждает диавола и свое собственное тщеславие, и за это уже частично заслуживает прощения. Но если такому человеку не помочь в борьбе с теми греховными страстями, которые явились причиной греха, то он и после совершения таинства исповеди снова может оказаться обуреваемым диаволом, и может снова впасть в грехи, легко утеряв то, что накануне приобрел покаянием. Именно поэтому всякому человеку, пришедшему на покаяние, как правило, дается определенное поручение, или епитимия[7], в виде посильного, но и не слишком легкого труда, который бы служил на пользу в христианском утверждении. Вид и характер епитимии определяется духовником-священником в каждом конкретном случае - в соответствии с церковной практикой и его личным духовным опытом. Если человек старательно исполняет полученную им епитимию, благодать Божия укрепляет его в соблюдении заповедей и охраняет от диавольских ухищрений. Исповедь, подкрепленная старательным соблюдением епитимии, никогда не бывает напрасной и непременно продвигает человека по пути духовного совершенствования.

Важно, что и само прощение грехов в процессе таинства исповеди христианин получает не за одно лишь банальное (а иногда даже и не вполне осмысленное) признание своей греховности: «грешен я, во всех грехах грешен!», а потому, что, раскаиваясь в содеянных грехах, человек искренне желает избежать их повторения, и готов принести ради исполнения своего намерения даже и некие жертвы. В этом смысле епитимия предоставляет нам возможность на деле показать искренность нашего раскаяния и потрудиться для искупления совершенных грехов. Поэтому добросовестное исполнение епитимии является непременным условием действительного прощения грехов и реального исцеления от греховных недугов.

Священник, выслушав исповедь христианина и высказав необходимые наставления, испрашивает у Господа прощение исповеданных грехов в особых разрешительных молитвах, завершающих чин исповеди.

Однако не все совершенные человеком грехи могут быть прощены сразу же в момент исповеди, ибо некоторые предполагают определенный срок и условия «исправительных трудов». С другой стороны, момент прощения некоторых наиболее серьезных грехов может быть как ускорен, так и отсрочен духовником, смотря по тяжести совершенных прегрешений и по усердию кающегося, по его ревности к исправлению своей жизни. Христос, вручая своим ученикам-апостолам власть прощения грехов, завещал об этом так: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Иоанн, 20,23). Иначе сказать, духовнику в полном соответствии с буквой и духом Евангелия дано право не только прощать грехи, но так же и не прощать их - до поры. Таким образом, получение окончательного и полного про-щения увязывается в церковных канонах не с одним только осознанием своего греха и раскаянием в нем, но в еще большей степени – именно с исправлением человека и, по крайней мере, с добросовестным отношением к исполнению епитимии и всех прочих советов, полученных от духовника в процессе исповеди.

Благость Божия стремится никого не оставить без прощения, однако это прощение должно быть каждым верующим добросовестно заслужено. Иначе говоря: кто, будучи повинен в грехах, не желает совершенствоваться и трудиться для своего исправления –может ли быть прощен?

В прошедшие века обе эти возможности – простить и не простить – употреблялись Святою Церковью одинаково часто, что, несомненно, помогало христианам действенно совершенствоваться в соблюдении заповедей и добродетельном житии. Сегодня, к сожалению, многие ищут различных послаблений, зачастую вовсе неоправданных. И это не проходит бесследно для духовного состояния современных верующих. Чем еще можно объяснить то, что люди, считающие себя порядочными христианами, порой живут так, что вызывают осуждение даже у безбожников?

Поэтому и слова, завершающие исповедь, которые священник произносит от имени Господа – «Бог тебя простит», он произносит как бы авансом: Не сейчас уже простил, а именно - потом, впоследствии, после реально состоявшегося исправления жизни, и, во всяком случае, добросовестно исполненной епитимии.

Смысл епитимии заключается еще и в том, что, исполняя ее, человек своими трудами мало-помалу угашает праведный гнев Божий, возгоревшийся по причине совершенных им грехов, и склоняет Господа к милости. Тем самым человек идет к примирению с Богом.


  1.  Епитимия – своего рода духовное наставление, призванное помочь чело-веку преодолеть его греховные пристрастия и, во всяком случае, послужить искуплению вины за совершенный грех или грехи. Может заключаться в конкретных молитвенных поручениях (например, совершать ежедневно определенное количество поклонов с молитвою какому-либо святому или прочитывать сколько-нибудь кафизм), либо в особо оговариваемых видах воздержания (например, от мяса или от спиртного). Епитимия может выражаться и в некоторых бытовых рекомендациях (например, не общаться с таким-то человеком, не заниматься таким-то делом, или, наоборот, что-то делать постоянно: например, творить милостыню). Все это определяется священником по его усмотрению на основе святоотеческих правил и церковных обычаев. Епитимия дается, как правило, на конкретное оговариваемое время (например, на несколько лет, или до следующей исповеди, или до следующего поста). В вопросах выбора и назначения епитимии священник зачастую советуется и с самим кающимся – например, на предмет выполнимости даваемых правил и поручений.

Враг Бога и людей, диавол, стремится всякими путями ли-шить людей Царства Божия, и в первую очередь помешать им раскаяться во грехах. И во многих случаях ему это удается, особенно при нашем попустительстве и нерадении.

Прежде всего, диавол стремится внушить человеку, будто у него вообще нет «особых» грехов, в которых бы надо было «специально» раскаиваться. Ведь многие люди, как бы ни жили на самом деле, всегда считают себя «не хуже других»: «Это пусть они (бандиты, убийцы, воры, безбожники и т.п.) каются! А я никого не убил, никого не ограбил... А грешу – как все люди...» Да-да, именно такими (или подобными) словами начинается подчас исповедь людей, впервые пришедших на покаяние.

Когда же священник начинает спрашивать, вдруг оказывается, что из десяти заданных наугад вопросов чуть ли не на девять человек отвечает признанием: «Да, грешен -  этот грех у меня бывал»… Так что же – действительно нам не в чем каяться? Нет, конечно! Проблема вовсе не в отсутствии грехов, а в нашем нежелании осознать их и увидеть в своей жизни. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, и истины нет в нас. Если исповедаем грехи наши, то Он (Господь), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 послание Иоанна, 1: 8-9). Весьма страшно не видеть своей греховности, потому что для таких людей закрыта спасительная дверь покаяния. А без чистосердечного раскаяния не может быть и прощения.

Иным же людям сатана, наоборот, внушает совершенно противоположное: что они, будто бы, столько уже нагрешили, что им невозможно даже и надеяться на прощение. Такой человек чаще даже склонен преувеличивать свои грехи, и это тоже плохо, поскольку неоправданно считая себя «уже безнадежно погибшим», он совершенно не прилагает сил к исправлению своей жизни, и только поэтому может погибнуть на самом деле! Бывает, что от подобных мыслей человек впадает в депрессию или отчаяние, что и само по себе является уже грехом, и к тому же препятствует совершить искреннее раскаяние. Поэтому мы должны твердо помнить: по милосердию Божию всякий грех может быть прощен, и нет таких грехов, в которых было бы невозможно или бесполезно раскаиваться! Наше дело – честно осознать свои грехи и искренне раскаяться  в них, со смирением принять епитимию и терпеливо нести труды по своему исправлению.

Иной же человек, видя и сознавая свои грехи, понимая важность и необходимость покаяния в них, смущается постыдностью своих поступков: «Как же я смогу рассказать об этом священнику?» О ложном чувстве стыда, внушаемом диаволом во время исповеди, убедительно говорит преподобный Ефрем Сирин: «Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано ТАМ (на Страшном Суде) перед всей Вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле[8] мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим». Поэтому, придя на исповедь, мы должны преодолеть этот ложный стыд и поведать священнику о каждом своем грехе, не стремясь себя как-либо выгораживать и оправдывать.

Как не уместна во время исповеди излишняя стыдливость, так же не должно быть и чрезмерной легкости в изложении своих греховных проступков. Однако бывает, что исповедь некоторых людей более напоминает «доклад о проделанной работе», нежели, собственно, покаяние. Ведь мы, приходя на покаяние, должны именно раскаиваться в своих грехах, а не бесстрастно докладывать о них – словно перечисляя названия станций, увиденных нами из окна движущегося поезда. Весьма важно, чтобы на исповеди мы не только рассказали духовнику обо всех грехах – без утайки, но и уделили особое внимание оценке степени собственной виновности в них. Но если мы все-таки не чувствуем сожаления о своих грехах, не имеем в душе чувства вины – значит, мы должны прежде всего признаться и покаяться в отсутствии страха Божия и грехе своей нераскаянности.

Кто-то, собираясь на исповедь, решает для себя: «об этом я скажу, а об этом говорить не стану». Это – еще одна распространенная ошибка, и очень важно не совершить ее. Как невозможно исцелиться от телесной болезни, не показывая своему лечащему врачу больное место или скрывая от него истинную причину заболевания, так и в процессе покаяния нельзя ничего утаивать ни от Бога, ни от священника. Заведомое утаивание греха является обманом – то есть еще одним грехом, а кроме того, таковое лукавство часто влечет за собой и иные грехи, и все это вместе усугубляет меру нашей ответственности перед Богом[9]. Поэтому, если уж мы собрались на покаяние – постараемся не утаить ни одного греха[10]! Но, если в этот раз кому-то не хватило мужества рассказать о некоем совершенном грехе – он должен, во-первых, усердно молиться Богу, чтобы его не постигла смерть без покаяния – раньше, чем он найдет в себе силы раскаяться полностью и до конца, а во-вторых, обязательно готовить себя к тому, чтобы в другой раз обязательно пересилить себя, и покаяться как в самом неисповеданном грехе, так и в том, что он был утаен во время исповеди[11].

Некоторые рассуждают так: «Я приходил на исповедь, покаялся, но потом снова начал грешить. Зачем же я опять пойду? Я сначала исправлюсь, а потом уже приду на покаяние…» Кажется, неплохое намерение. Но если мы однажды, даже и раскаявшись, все-же не смогли справиться с каким-то грехом, то само по себе наше исправление, скорее всего, не произойдет и в дальнейшем. Поэтому такое намерение обличает нашу преступную самонадеянность, и очень  малореально.

Некоторые задаются и таким вопросом: как скоро нужно приходить на покаяние, если снова согрешишь? Можно спро-сить таких людей: сколько раз надо подниматься человеку, если он, идя по улице, споткнулся и упал? Ответ очевиден. Сколько раз мы падаем, столько и поднимаемся; – а поскольку грешим мы постоянно, то и покаяние должно быть делом регулярным. Причем наши неуспехи в исправлении, чаще всего, объясняются тем, что мы не приложили достаточно старания и усердия. Значит, снова раскаиваясь – теперь уже в повторении греха, мы должны постараться вместе со своим духовником еще более тщательно разобраться в его корнях и причинах. И, приняв соответствующую епитимию, а так же внимательно выслушав советы священника, постараться приложить еще больше старания к своему исправлению - тогда любая греховная привычка рано или поздно неминуемо отступит. Важно понимать, что без молитвенной помощи Церкви и без наставлений духовного отца исправить свою жизнь чаще всего не удается.

Бывает, что человека, желающего покаяться, сдерживает чувство неловкости от незнания того, как надо себя вести и вообще в храме, и в частности – во время исповеди. И это тоже - всего лишь жалкие страхи, которые должны быть отвергнуты напрочь. Если вы ничего не знаете из церковных обычаев, то, придя в храм, вы просто должны вести себя максимально скромно и терпеливо спрашивать обо всем других верующих, проявляя смирение и послушание.

Каждый священник помнит слова Господа: «Грядущего ко Мне не изжену вон». Поэтому, если вы обратитесь к священнику с просьбой принять вас на покаяние, то ваше намерение непременно исполнится[12]. А если для этого придется некоторое время и подождать – примите это со смирением, как некоторое испытание твердости вашего намерения. И постарайтесь уже заранее обратиться к Господу за помощию и начать молиться, подготовляя себя к этому важнейшему для душевного спасения делу – покаянию.

Помня о множестве препятствий, воздвигаемых диаволом на пути к покаянию, мы должны позаботиться не только о себе, но и о своих близких, кому, быть может, эти препятствия еще не удалось преодолеть. Мы должны стараться не упускать никакую возможность снова и снова призвать к покаянию наших родных, близких и знакомых, помня о том, что «без покаяния нет спасения». 

Если вдруг вы узнали, что заболел ваш знакомый или родственник, и к тому же он давно не был на исповеди, в этом случае ваш христианский долг – взять на себя некоторое попечение о его душе, чтобы помочь ему покаяться в своих грехах перед Богом. Надо помнить: самое страшное для христианина – смерть без покаяния во грехах!

Прежде всего – надо всеми силами постараться убедить больного в необходимости покаяться. Если он согласится – необходимо поскорее связаться со священником и договориться с ним о совершении исповеди – в церкви, на дому у больного, в доме престарелых, в больнице (даже в отделении реанимации) – сегодня, слава Богу, исповедь может быть совершена где угодно, и практически везде священника готовы пропустить к болящему.

Но, конечно же, заботясь о родных и близких, которые не торопятся придти на исповедь, вовсе не следует ждать, когда их посетит тяжкий недуг. Говорить и напоминать им о покаянии – наш повседневный долг, естественное проявление милосердия и заботы[13].


  1.  Имеется в виду момент совершения греха.
  2.  Иногда можно встретить мнение, будто человек, утаивший на исповеди хотя бы один грех, делает всю свою исповедь недействительной… По мнению автора, сами утаенные грехи, естественно, остаются без проще-ния, но прощение тех грехов, раскаяние в которых во время исповеди было вполне искренним и чистосердечным, под сомнение ставиться не должно.
  3.  Для этого иногда бывает целесообразно воспользоваться листочком бумаги, на котором записывать для себя все свои прегрешения – чтобы не забыть их во время исповеди.
  4.  Если умолчание греха произошло по забывчивости, это не ставится человеку в вину. Когда же человек вспомнит о таком грехе, он должен на следующей исповеди не только покаяться в нем, но и поведать о том, что ранее этот грех был забыт им.
  5.  В храмах исповедь обычно совершается во время всех четырех постов - в определенные недели и дни, о которых всегда бывает заранее объявлено. Однако если Вы пожелали исповедоваться – не стоит ожидать времени поста: попросите священника назначить Вам время для исповеди.
  6.  Сегодня под выражением «забота о ближних» многие понимают именно материальное попечение о благе родственников. Но мы должны помнить, что забота о благе души человека является несопоставимо бо-лее важной и насущной – тем более в нашей нынешней жизни.

Самая большая духовная польза для нашего спасения заключается в Таинстве причащения Святых Христовых Таин – Святой Евхаристии, совершаемом во время служения Божественной Литургии[14]. О необходимости причащаться Святых Таин для того, чтобы получить спасение и жизнь вечную, говорит Сам Христос: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Ин., 6, 53-54)

Спасительные плоды Причащения Святых Таин следую-щие:

-    возрастание в духовной жизни посредством усиления действия благодати Божией,

-    обретение истинного смысла своей жизни в вере Христо-вой,

-    теснейшее соединение с Господом – и духом, и мыслью,

-    залог будущего Воскресения и жизни вечной.

Святая Церковь с древнейших времен очень строго заботится о том, чтобы христиане принимали Святое Причастие после должной подготовки  – иначе оно послужит человеку не на духовную пользу, а на пагубу его души[15]. Считается общепринятым, что всякий христианин, желающий приступить ко Святому Причащению, должен, по крайней мере, в течение предшествующего года добросовестно соблюдать все посты и постные дни, ежедневно совершать повседневное молитвенное правило и не иметь нераскаянных, или не прощенных (не «отмоленных») грехов.

Собираясь готовиться к Святому Причащению[16], желательно получить у своего духовника благословение на говение[17], а так же принять совет по подготовке к Причастию: когда, сколько и как поститься и молиться, в какой день придти на исповедь. А во время исповеди уже взять благословение на Святое Причастие и уточнить, в какой именно день принимать Святые Тайны.

О том, какую важную роль в христианской жизни отводили святые отцы участию в таинстве Причащения, можно судить по изречению Иоанна Златоуста, который писал, что тот, кто не стремится хотя бы три раза в год причаститься Святых Христовых Таин - «скотски живет, и о своем спасении не беспокоится». Те из верующих, которые из года в год равнодушно лишают себя Причащения по причине недопустимой греховности своей жизни, и не стремятся ничего изменить – лишают себя помощи Божией, отлучают от церковной жизни и, если не покаются, тем рискуют окон-чательно погубить свою душу. Но и те, кто пытаются во что бы то ни стало получить Причастие, но не прилагают должного старания к тому, чтобы соделать себя по-настоящему достойными этого великого дара, тоже не приносят своей душе пользы, ибо благодатные действия таинства Евхаристии совершаются лишь в отношении тех, кто приступает к Причащению достойно: с покаянием, молитвой и сокрушением сердца.


  1.  В переводе – общественное богослужение.
  2.  О большой опасности, которой подвергают себя те, кто не желают усердно готовиться ко Святому Причастию и потому причащаются недостойно, предупреждает Апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают». (1 Посл. Коринфянам 11, 29-30)
  3.  Не может быть допущен к Святому Причастию человек:
    — остающийся подверженным какому-либо из смертных грехов (богоотступничество, ересь, убийство, прелюбодейство, блуд, воровство, чародейство, лжесвидетельство, табакокурение и им подобные);
    — хотя и прекративший вышеназванные грехи, но не исполнивший еще епитимию и не получивший за оные прощения от духовника.
  4.  Говение – подготовка к Причащению. Конкретные условия и сроки говения определяются священником по существующей в этом приходе традиции, и с учетом индивидуальныхобстоятельств. Обычно для физически здорового человека предполагается недельное говение: ежедневное посещение церковной службы, пощение «без масла», ежедневное совершение правила («правильных канонов» или поклонов), исповедь в один из дней этой недели.

  1. Бывал ли когда на исповеди? (у кого и по какой причине решил сменить духовного отца?)
  2. Не состоишь ли под запрещением своего духовного отца, и исполняешь ли епитимью его?
  3. Веруешь ли в Господа Бога?
  4. Почитаешь ли Пресвятую Богородицу и святых угодников Божиих?
  5. Не отрекался ли от Бога[19], не называл ли себя неверующим (хотя бы и только на словах)?
  6. Имеешь ли страх Божий? Готовишься ли к будущему ответу перед Богом[20]?
  7. Не хулишь ли Бога, Церковь, Святые иконы, Божественное Писание или иную святыню[21]?
  8. Постоянно ли носишь на себе нательный Крест[22]?
  9. Не обращаешься ли к колдуньям, шептуньям, знахаркам, экстрасенсам и всяким чародеям[23]?
  10. Не обращаешься ли к гороскопам, не гадаешь ли сам и не просишь ли кого погадать[24]?
  11. Почитаешь ли церковные праздники, приходишь ли в такие дни в церковь?
  12. Не работаешь ли в праздничные и воскресные дни, не оскверняешь ли эти дни недостойными делами или развлечениями?
  13. Всегда ли соблюдаешь при молитве установленные христианские обычаи[25]? Не молился ли вместе с еретиками (инославными), или в их храмах, или вообще там, где не соблюдаются благочестивые молитвенные обычаи?
  14. Не участвовал ли в совершении еретических обрядов – причащения, крещения, венчания и прочих?
  15. Всегда ли совершаешь положенные молитвы – утром и вечером, до и после трапезы? Не оставляешь ли себя хотя бы в отдельные дни вовсе без молитвы?
  16. Помнишь ли и исполняешь ли епитимию и другие заветы своего духовного отца[26]?
  17. Исполняешь ли церковную десятину[27]?
  18. Не проклял ли какого человека, или кто другой не проклял ли тебя[28]?
  19. Не клялся ли когда Богом, Небом, землей, жизнью или чем иным? Не имеешь ли такой привычки?
  20. Не сотворил ли убийства, хотя бы и нечаянно? Не избивал ли кого своеручно или по согласию? Не оказался ли повинен в смерти человека? Не давал ли согласия на совершение аборта[29]?
  21. Не занимался ли разбоем, грабежом, не воровал ли? Не присваивал ли чужое неправедным судом?
  22. Не предал ли кого? Не оклеветал ли кого?
  23. Не имеешь ли вражды или обиды на кого-нибудь? Не желаешь ли кому-либо зла? Прощаешь ли обидчикам, не мстишь ли им?
  24. Не крадешь ли? Не присвоил ли себе что чужое (хотя бы казенное или найденное)? Не обманул ли кого при расчетах?
  25. Не наживаешься ли на чужих бедах? Не имеешь ли неправедного дохода (от греховного дела)?
  26. Не крал ли чего в церкви, на кладбище, или какие-либо священные предметы?
  27. Не имеешь ли пристрастия к деньгам? Не берешь ли взяток? Не скупишься ли чрезмерно при расчетах? Делишься ли с близкими своим достоянием?
  28. Не произносишь ли матерных или иных ругательных слов? Не имеешь ли привычки предавать людей бесу, говоря: “Иди ты к ч...”?
  29. Не предаешься ли гневу? Не злословишь ли? Не бранишься ли?
  30. Не придаешь ли слишком много значения еде? Не объедался ли до болезненных ощущений, до рвоты?
  31. Не куришь ли табак? Не считаешь ли это невинным занятием?[30]
  32. Не упиваешься ли вином? Не пьешь ли до безумия, беспамятства, или рвоты? Не приходишь ли пьяным на работу или в церковь?
  33. Не пробовал ли наркотики (хотя бы один раз)? Не участвовал ли в каких-либо действиях с ними, или в разговорах об этом?
  34. Не предаешься ли греху гордости? Не имеешь ли честолюбивых или тщеславных помыслов? Не превозносишь ли себя выше других? Не слишком ли стремишься помнить свои заслуги и преимущества?
  35. Не лжешь ли, не скрываешь ли истину? Не соглашаешься ли с заведомой неправдой?
  36. Не имеешь ли блудных мыслей или желаний? Не услаждаешься ли непристойными зрелищами, не читаешь ли соблазнительной литературы?
  37. Не уступаешь ли своим блудным помыслам? Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями? Не предаешься ли непристойным разговорам или общению с распущенными людьми?
  38. В законном ли (венчанном) браке живешь со своим супругом? Сохраняешь ли святость брака, не изменяешь ли?
  39. Не участвуешь ли в телесных извращениях? Не сотворил ли блуда? (содомски, с животными и прочими извращениями)
  40. Научаешь ли своих детей (внуков) христианским обычаям? Подаешь ли пример благочестивой жизни? Не балуешь ли их?
  41. Соблюдаешь ли пост по средам, пятницам?
  42. Соблюдаешь ли все четыре поста в течение года?
  43. Не имеешь ли зависти? Не завидуешь ли неправедному богатству или греховному счастью?
  44. Не осуждаешь ли других людей при разговорах или в мыслях?
  45. Женщинам: Не красишь ли и не стрижешь ли волосы? Не пользуешься ли косметикой? Покрываешь ли голову платком в храме и при молитве? Не носишь ли мужскую одежду[31]?
  46. Мужчинам: Не бреешь ли, не подстригаешь ли бороду и усы? Не растишь ли и не красишь ли волосы, подобно женщинам?
  47. Всегда ли носишь благоприличную для христиан одежду[32]?
  48. Не играешь ли в карты, или в иные азартные игры (в том числе компьютерные), или на деньги?
  49. Не увлекаешься ли мирской музыкой? Не проводишь ли время за телевизором или иными бесполезными развлечениями? Воздерживаешься ли от этих занятий хотя бы во время поста?
  50. Творишь ли посильную милостыню в Церковь и нуждающимся? Посещаешь ли болящих?
  51. Не ропщешь ли на Бога? Имеешь ли терпение и смирение перед Волею Божией? Стремишься ли предпочесть Волю Божию своему хотению?
  52. Не соблазнял ли кого согрешить? Не посоветовал ли кому совершить греховный поступок?
  53. Не утаил ли какой грех при этой исповеди, или ранее? Не советовал ли кому утаить грех?

  1.   Кроме отречения прямого и явного, которого мы чаще всего опасаемся и стараемся избежать, гораздо чаще встречаются случаи бытового отступления от Бога (что является косвенным отречением). Например:
    -    вступление в партию или общественную организацию, которая провозглашает цели и задачи, несовместимые с христианскими;
    -    восхваление иных религиозных конфессий или исполнение их обычаев;
    -    вступление в брачное сожительство с иноверцем (или соизволение на таковое сожительство своих детей и близких);
    -    добровольное удаление от храма Божия (т.е. переселение или переезд на жительство в такое место, где не имеется нашей церкви);
    -    добровольное поступление на работу или службу в такое место, где придется явно и существенно нарушать церковные заповеди;
    -    неношение нательного Креста (отказ носить Крест);
    -    неучастие в Таинстве исповеди (отказ исповедоваться).
  2.  Придет час, и вся наша жизнь – до мельчайших подробностей – будет предъявлена нам для отчета. Помнить об этом дне необходимо для того, чтобы не утерять страх Божий, и не дать волю своим греховным страстям.
  3.  Хулою может быть названо не только прямое поношение Божества, но и всякое осудительное или циничное отношение к священным понятиям, предметам или христианским обычаям. Например, престарелая больная женщина строго соблюдает посты. Взрослые дети уговаривают ее «поберечь свое здоровье» – перестать поститься, и вся их отвязная «аргументация» на эту тему фактически есть грех хулы на Божий закон и христианские обычаи.
  4.  Крест дается человеку при Святом Крещении, и каждый верующий должен постоянно носить его на гайтане или цепочке (а не на бретельке или в кармане!), никогда не снимая. Важно, чтобы нательный Крест был правильным, т.е. выполненным в строгом соответствии с существующими канонами. Так, с древности известен такой вид нательного Креста: на лицевой стороне изображается восьмиконечный Крест (а не Распятие – изображение Распятого на Кресте Господа), а на оборотной стороне – слова молитвы, которую читают при ограждении Святым Крестом: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его, и да бежат от лица Его вси ненавидящии Его…».
  5.  Всякое обращение к анти-Божественным силам есть большой грех для христианина. Хотя все эти колдуны, как правило, маскируются под «благочестивых верующих», и уверяют, что лечат «силой Божией», од-нако никто из них, как правило, не бывает в храме за службой, не со-блюдает христианских постов, не бывает на Покаянии. Уже только этих признаков может быть достаточно, чтобы увидеть лживость подобных уверений. Ждать, что Бог пошлет нам помощь через таких «целителей» – значит, совершать опасную ошибку!
    Необходимо помнить, что только один Господь Бог имеет власть над жизнью и над смертью, над всем миром и над каждым человеком. Именно Он – тот Помощник, Который только один и может нас избавить от всяких бед и напастей. Лишь бы мы не забывали обращаться к Нему!
  6.  Всякое гадание опасно тем, что повергает человека в значительную за-висимость от диавольских ухищрений, в суеверные ожидания, и посте-пенно лишает его своей воли. Человек становится рабом суеверий.
  7.  Всегда ли правильно складываешь персты для крестного знамения? Не крестишься ли небрежно, не донося перстов до лба, живота, правого и левого плеча? Не становишься при молитве на колени, как католики?
  8.  Соблюдение епитимии является важнейшим условием прощения исповеданных грехов и, вообще, благополучной христианской жизни.
  9.  Каждый обязан регулярно жертвовать на церковь десятую часть своего дохода (в денежном или в натуральном выражении).
  10.  Конечно, кающийся отвечает только за свои грехи, а не за то, что его кто-нибудь проклял. Однако факт совершившегося проклятия, как правило, свидетельствует о крайней степени остроты конфликта между людьми, и дает повод задуматься:
    1)    не сам ли кающийся своим дерзким поведением «доводил» проклинателя и тем ввел его в грех,
    2)    не осудил ли он после этого проклявшего его,
    3)    не злобствует ли на него и теперь,
    4)    испросил ли его прощения, и
    5)    сам простил ли его.
    Кроме этого, о таких случаях нельзя умалчивать еще и потому, что даже поспешные и необдуманные проклятия могут иметь весьма тяжкие последствия для обоих участников конфликта. Священник же в специальных молитвах обращается Богу, моля Его простить грех проклинательства и отвести возможные последствия подобных грехов.
  11.  Святая Церковь всегда признавала аборт сознательным убийством. Не может быть никаких уважительных «показаний» для совершения этого греха. Виновные в этом грехе (а это может быть еще и муж или сожитель женщины!) подлежат епитимии, как убийцы.
  12.  Курение считается весьма значительным грехом, и если человек в нем повинен, он должен прилагать все силы, чтобы избавиться от него.
  13.  Брюки, шорты.
  14.  Одежда христианина должна быть скромной и благоприличной; она не должна вызывать соблазна или раздражения у окружающих.