служба душа тропарь аминь человек корнилий церковь тебе смерть храме храм поклон слава литургия исповеди святых катавасия октября иоанн человеколю́бец при́сно радуися священномучеников церкви помилуй животворя́щаго рпсц старообрядческий святаго древлеправославное утреня сердце пресвятыя воскресе́ние псалом день господи ирмос поми́луй поста кондак крест архипастырское христос богородицы молитва павел отче вечерня христа исус
Таинство покаяния - Святые отцы — проповедники покаяния
Призывая всех к добродетельной жизни, преп. Ефрем Сирин пишет: «Отстраняешься, возлюбленный, от огня, чтобы не обгорело у тебя тело? Избегай греха, чтобы телу твоему вместе с душой не гореть в огне неугасимом». Другой старец сказал: «Чудное дело! Мы приносим молитвы так, что представляем Бога присущим и слушающим слова наши; а когда грешим, то делаем так, как будто бы Он не видел нас».
Для того, чтобы научиться лучше находить в себе духовно-нравственные пороки и недостатки и тщательнее исправлять их, необходимо чаще обращаться к Священному Писанию – как к своеобразному духовному зеркалу, помогающему нам разглядеть изъяны своего духовного облика. Часто бывает, что именно чтение духовных книг позволяет нам увидеть и оценить себя с высоты Божественной истины. И если вопреки нашему привычно-возвышенному мнению о себе мы увидим свое отражение в этом зеркале весьма неприглядным и обезображенным язвами греха – не будем восставать против слова Божия, которое открыло нам наш подлинный духовный облик. Ведь глупо разбивать зеркало, если оно показывает наше лицо, запачканное грязью. Если даже зеркало будет выброшено или разбито – грязь на лице от этого не исчезнет, ее будут видеть другие люди. И хотя мы сами ее перестанем замечать, она будет по-прежнему видна нашим близким, и, самое главное, нашему Господу.
Если Господь в словах Священного Писания показал нам всю грязь и язвы нашего духовного облика, и тем обличил наш греховный образ жизни, - не будем отмахиваться от того зрелища, которое мы увидели, но приложим старание, к тому, чтобы исправиться! Именно наше усердие к исправлению своей жизни будет подобающей благодарностью Господу за долготерпение к нашим изъянам и порокам.
Святители Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский, преподобные Макарий Египетский, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Антоний Печерский, Нил Сорский и многие, многие другие святые отцы сами прошли тернистым путем борьбы со своими страстями, и, достигнув совершенства, оставили нам в назидание множество душеспасительных поучений.
Вот какие советы дают святые отцы тем, кто искренне хочет научиться избегать греха:
1. Всегда хранить память о своей смерти и будущем страшном суде Божием, так как это помогает действенно избегать греха. «Он (Господь) будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Псалом 9: 9).
2. Всегда иметь страх Божий на страже своей души, – не допускать и в мысли своей того, что не угодно Богу, и тогда все желания постепенно утвердятся в воле Божией.
3. Не упускать случая для посещения храма Божия. Еже-дневно и добросовестно молиться дома. Научать себя сосредоточенно внимать словам молитвы, не отвлекаясь на посторонние размышления.
4. Непрестанно иметь в душе молитву или богомыслие, – собеседование с Богом о возвышенном и о нашей жизни. Умение постоянно хранить в уме, «про себя» молитву (т.н. «умное делание»[2]) есть первейшее средство защиты верующих от всяческих ухищрений лукавого.
5. Всегда ощущать присутствие Божие, – как если бы мы воочию видели Бога, его ангелов и всех святых, взирающих с неба. Что бы ты ни делал, или о чем бы ни помышлял – помни, что делаешь и помышляешь это пред лицем Божиим.
6. Иметь попечение о своей душе. Научиться строгому вниманию к самому себе и трезвому рассуждению. Находить время для чтения душеполезных книг.
7. Обязательно избрать себе духовного отца и иметь с ним регулярное общение, стараясь чаще советоваться, особенно – перед принятием важных решений.
8. Везде искать общения с благочестивыми людьми, и избегать общества людей безнравственных и лживых – чтобы совершенствоваться во благом и, наоборот, даже случайно и незаметно для самого себя не перенять худых обычаев и привычек.
9. Постоянно быть занятым делом или иметь некое полез-ное занятие. Не позволять себе чрезмерного отдыха, избегать излишних услаждений, бороться с праздностью и ленью. Праздность и привычка к услаждениям порождает многие и всевозможные грехи.
10. Избегать поводов и случаев, могущих привести ко греху, – самих тех мест, лиц, вещей, занятий, которые представляют соблазн или внушают греховные желания.
11. Учиться любви Божией. Только тот, кто совершенно и искренне любит Бога, не только не сделает греха, но даже и не помыслит ничего худого, поскольку «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоанна, 4: 17).
Эти и многие другие бесценные сокровища душеспасительных поучений и наставлений предложены нам в творениях отцов Церкви – настоящих сокровищницах святоотеческого наследия. Каждому из нас надо чаще обращаться к их духовному опыту.
- ↑ Для «умного делания» святые отцы в древности чаще всего употребляли Исусову молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешного», либо ее сокращенный вариант: «Господи, помилуй».