исус катавасия служба древлеправославное отче октября святаго иоанн литургия пресвятыя животворя́щаго человеколю́бец поми́луй вечерня поста святых ирмос помилуй человек день богородицы душа утреня христа корнилий священномучеников аминь христос церковь при́сно старообрядческий господи кондак храме тебе воскресе́ние радуися крест павел псалом церкви архипастырское храм поклон молитва сердце тропарь слава исповеди рпсц смерть
Таинство покаяния - Духовник – посредник в отношениях человека с Богом
Таинство покаяния предполагает, что хотя кающийся исповедает свои грехи, конечно же, Богу, однако он совершает это в присутствии священника, который в этом таинстве действует от лица Господа и даже как бы заступает место Его. Такое посредничество священника в отношениях человека с Богом, называемое духовничеством, установлено Самим Сыном Божиим, Который дал апостолам власть прощать грехи кающихся, сказав: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». (Иоанн, 20: 22-23). Таким образом, Господь именно служителям Церкви, принявшим преемственное апостольское посвящение, вручил власть освобождения людей от греховного рабства на земле.
Рассуждая о роли священника в совершении таинства исповеди, епископ Михаил (Семенов) отмечал, что очень часто вся предшествующая подготовительная работа кающегося оказывается менее плодотворной, чем та же духовная работа перед алтарем Господа, в присутствии Его служителя. Обнажить перед другим человеком раны совести, весь стыд греха, можно только при большом напряжении воли. И эта-то духовная ломка, «распятие совести волей», и должна вызвать тот последний и окончательный перелом, который делает человека достойным благодати. Именно поэтому важно не только осознать свои грехи перед своею совестью, но и поведать о них Богу в присутствии священника.
Между каждым человеком, приходящим на покаяние, и священником, который становится свидетелем его раскаяния и совершителем самого церковного таинства исповеди устанавливаются отношения духовничества. Такие отношения предполагают высокую степень взаимного доверия христианина и его духовника-священника. В этом заключается важный христианский принцип: частная жизнь каждого верующего не является его личным уделом, но должна непременно находиться под духовным контролем и руководством его духовного отца[3].
Когда указанный обычай является нормой жизни верующего человека, можно реально надеяться на успешность его христианского жития.
Учитывая спасительную важность отношений христианского духовничества для всякого верующего, Церковь дает каждому человеку право свободно выбирать духовника: «Избери себе отца духовного по сердцу» – так говорится в одном из поучений, помещенных в Чине исповеди.
Бывает, однако, и так, что в какой-то момент жизни мы начинаем чувствовать, что понимание между нами и нашим духовным отцом исчезло. Это, конечно, грустно, но не отменяет нашей обязанности исповедоваться во грехах. Более того: сознавая, как настойчиво диавол стремится нарушить гармонию нашей духовной жизни, надо приложить все силы к тому, чтобы найти утерянное взаимопонимание со своим духовником. Если же потеря взаимопонимания сознается обеими сторонами, и никак не может быть восстановлена, можно поставить вопрос о перемене духовного отца. Но надо понимать: чтобы переменить духовника, должны быть достаточно веские причины, а не заурядное нежелание подчиняться ему и исполнять даваемые им заповеди и поручения.
Если же человек все-таки окончательно убежден в необходимости сменить духовного отца, то для того, чтобы пойти на исповедь к другому священнику, требуется получить благословение прежнего духовника, и искренне объяснить ему причины такого шага. Иначе подобное самовольство будет проявлением непокорности перед Богом, непослушанием церковному священноначалию и не принесет пользы. Необходимо помнить и то, что, придя на исповедь к новому духовнику, прежде чем приступить, собственно, к исповеди, надо обязательно сообщить ему, где, когда и у кого в прошлый раз исповедовались, причащались ли, имеете ли какое отлучение от причастия, и получено ли благословение прежнего духовника на то, чтобы перейти к другому. А затем уже приступить к исповеди и поведать ему обо всех прошлых грехах, – как исповеданных, так и неисповеданных ранее, а так же и о том, за какие грехи давалась епитимия, и была ли она исполнена.
В целом же, однажды выбрав себе духовника, христианин должен вверить свою духовную жизнь руководству этого священника, и в последующем исповедоваться регулярно[4], и именно у него, стараясь тщательно выполнять все его духовные поручения и советы[5].
Как правило, между священником и теми верующими, кто приходит к нему на исповедь, возникают отношения духовничества, характеризующиеся высоким взаимным доверием и духовной близостью. Эти отношения предполагают не только связь каждого верующего с его духовным отцом, но и определенную степень духовной общности между самими христианами, имеющими одного духовного отца: ведь все они избрали своим духовником именно этого пастыря; все имеют между собою общение и в молитве, и в решении многих житейских вопросов. Поэтому подчас и сами христиане, общаясь между собой, как бы в развитие отношений духовничества, добровольно посвящают друг друга в свои личные духовные проблемы, тем самым как бы дополняя таинство исповеди и привлекая себе на помощь опыт других верующих. Все это создает для верующих обстановку защищенности и духовного комфорта, которая весьма помогает в христианской жизни.
Еще одна сторона духовничества – взаимная молитвенная забота верующих друг о друге. Священник в своих молитвах во время совершения таинств, особенно при служении Литургии, а зачастую и в домашних молитвах поминает всех своих духовных чад – христиан, которые избрали его духовным отцом, поведали ему свои грехи, обратились за помощью в излечении от греховных недугов и приняли от него духовное лекарство – епитимию. В свою очередь, и каждый христианин стремится в ежедневной домашней молитве не забывать своего духовного отца, а также и других своих собратьев и близких, особенно тех, кто просил за него помолиться.
Еще раз подчеркнем: церковные заповеди неотъемлемо требуют, чтобы:
1) Каждый христианин имел своего духовного отца;
2) Каждый христианин регулярно[6] приходил к своему духовнику на исповедь;
3) Каждый христианин строил свою жизнь в богоугодном послушании своему духовнику.
Эти заповеди одинаково касаются всех православно верующих. О тех людях, которые считают сами себя христианами, однако не имеют духовного отца, в чине исповеди говорится прямо и откровенно: «лучше бы им не родиться». Этот же взгляд отстаивает преп. Авва Дорофей: «Те, которые не имеют (духовного) руководства, падают, как листья».
Если кто не бывал на исповеди и не имеет духовного отца, должен срочно поставить себе задачу: выбрать благочестивого, содержащего правую веру священника, и обратиться к нему с просьбой – принять на исповедь, а затем договориться о времени (и месте) совершения таинства. Однако и после того, как состоится ваша первая исповедь, необходимо не впасть в ложное самоуспокоение, думая, что теперь все уже сделано, но и впредь не лишать себя спасительного действия этого таинства.
Участие в таинстве исповеди для всякого христианина должно быть, как минимум, ежегодным!
- ↑ Именно этот момент христианской жизни сегодня чаще всего оказывается трудновыполнимым для современных малоцерковных людей, с головой погруженных в суету светской жизни. Если придти «по обещанию» на исповедь они еще иногда и могут, то всерьез обсуждать со священником какие-то аспекты своей личной духовной жизни они считают слишком унизительным, полагая, что они «выше этого». А всерьез прислушиваться к опыту Церкви и советам священника и целенаправленно стараться избегать греха – это представляется им исключительно уделом богомольных старух и монахов.
- ↑ Считается минимальной нормой исповедоваться ежегодно; по желанию – в каждый из 4-х постов, но можно и еще чаще.
- ↑ Обычно во время исповеди священник оговаривает с каждым человеком в отдельности следующие индивидуальные вопросы:
- объем ежедневной молитвы,
- какие-то особые молитвенные или иные труды – в качестве искупи-тельной жертвы за совершенные ранее грехи (т.н. епитимия),
- советы по поведению в некоторых ситуациях, которые иногда приво-дили (или могут привести) ко грехам. - ↑ Повторим: считается нормой совершать покаяние от одного до четырех раз в год – во время каждого из четырех постов. При серьезных затруд-няющих обстоятельствах считается простительным не бывать на исповеди до трех лет. Кто же более трех лет не был на покаянии – тот сам себя исключает из Церкви своей нераскаянностью; над таким человеком по церковным правилам в случае его смерти уже не совершается погребение. Поэтому каждый, кто давно не исповедовался, должен прилагать все старание к тому, чтобы скорее исполнить это важнейшее для спасения дело.