святых ирмос человек воскресе́ние церкви иоанн литургия корнилий церковь слава животворя́щаго вечерня рпсц сердце служба павел катавасия человеколю́бец христос христа октября тебе аминь святаго смерть поклон архипастырское молитва богородицы исус старообрядческий отче кондак пресвятыя утреня исповеди душа древлеправославное храме помилуй псалом тропарь господи при́сно поста поми́луй радуися храм крест священномучеников день
Старообрядцы: кто они и откуда?
Алексей Николаевич Белков
Старообрядцы: кто они и откуда?
Летом 1917 года профессор, заслуженный деятель науки России Иван Акимович Кириллов писал: «Сейчас наша история открыта на главе политической революции и мировой войны; вполне естественно, что яркие, захватывающие внимание картины этой главы заставили на время забыть о существовании в книге истории других глав, но когда будет дочитана глава внешних событий, русский народ вплотную подойдет к вопросам своего духовного, внутреннего бытия, к тем вопросам, которые всегда были самыми больными и самыми близкими душе русского человека». Прошли годы и те «внешние события» уже не так будоражат умы наших сограждан. Люди все больше и больше задумываются о «внутреннем», о смысле жизни и Вере в Бога. Но что такое есть вера в Бога, на чем она основана? Христианство стоит на том, что все описанные в Библии события – это исторические факты. Что «Воскресенье Христа есть факт исторический» – пишет в своих сочинениях старообрядческий епископ Михаил (Семенов). Исходя из этой точки зрения, любые неверные трактовки, любые изменения в пересказе фактов или, как сейчас принято говорить, любые фальсификации Библейской истории непременно ведут к религиозному расколу и появлению различных ересей. Так, наиболее значительным и болезненным расколом в истории церкви оказался раскол 1054 года, когда Римская Католическая Церковь откололась от прежде единой Православной Церкви. В отечественной истории современные специалисты видят аналогичную ситуацию в «разделении в 1653-1667 годах прежде единой русской Церкви на две части: старообрядцев (истинных православных христиан) и новообрядцев (никониан, последователей патриарха Никона). Этот раскол произошел при попытке внести в русскую Церковь новые, прежде неизвестные русским людям обычаи». Важность и трагизм этого события подчеркивал и Александр Исаевич Солженицын: «всю страну…до самой основы, духовной и жизненной, потряс церковный раскол. И никогда уже… Православие на Руси не восстановилось в своей высокой жизненной силе… раскол отозвался нашей слабостью и в ХХ веке».
Но как же получилось так, что вековые традиции были попраны, а люди, хранившие благочестие предков стали подвергаться пыткам, казням и гонениям?
Крещение Русь приняла от Византии, и как это не парадоксально, но и корни церковного раскола XVII века тоже от туда. В XV веке Византийская империя, ослабленная междоусобицами погибала под натиском турецких полчищ. В этот трудный исторический период для своего государства император Иоанн VIII решил заручиться поддержкой у католической Европы. Папа и Католическая Церковь не возражали при одном условии – заключении унии (союза) между Западной и Восточной церквами при главенстве Папы. 5 июля 1439 года такой документ был подписан и вошел в историю, как Флорентийская уния (по названию города Флоренция, где и была подписана). На Руси это событие получило резко негативную оценку, и было воспринято, как измена и уход в «латинянскую ересь» (так наши предки именовали католиков), а падение Константинополя в 1453 году, как Божья кара за измену Православию.
После захвата Константинополя турками, в Москве укрепилась мысль, что именно Русь теперь является хранительницей истинного Православия и поэтому русские особенно тщательно сохраняли все тонкости древнего византийского богослужения. С течением времени греки под турецким гнетом в значительной степени изменили церковные службы, утратили древнее придание. В это же время свое влияние на Востоке стала распространять и Католическая церковь посредством издания греческих богослужебных книг, которые печатались в Риме и Венеции. Все это привело к существенным различиям в церковной практике Византии и Московского государства. На эти различия и стали указывать греческие иерархи, приезжавшие за милостыней в Москву в середине XVII века. Они же внушали молодому русскому царю Алексею Михайловичу необходимость начать войну с турками и возродить великую Византийскую империю, где он станет самодержцем всего православного мира, а московский патриарх Никон – вселенским патриархом. Все это, безусловно, льстило самолюбию молодого царя и его другу патриарху, но для осуществления этих масштабных планов греки требовали изменить русские церковные обряды по греческому образцу. Они утверждали, будто русские обряды неправильные и искаженные, однако известный историк Николай Каптерев по этому поводу писал, что: «Древние наши церковные чины и обряды никогда никем у нас не искажались и не портились, а существовали в том самом виде, как мы, вместе с христианством, приняли их от греков, только у греков некоторые из них позднее изменились, а мы остались при старых, неизменных». Тем не менее, жажда власти и перспективы, описываемые греческими иерархами, победили здравый смысл и на Соборе 1654 года было принято решение унифицировать русскую церковь под греческую. Это вызвало широкое народное недовольство и многовековой раскол русской Церкви. А Собор 1666 – 1667 годов всех защитников древнего благочестия объявил «раскольниками» и предал анафеме, что отсекло последователей никоновской реформы от истинных корней Православной Церкви.
Несправедливое название «раскольники» официальная церковь использовала в отношении приверженцев древнего благочестия аж до начала ХХ века, пока высочайшим указом Императора Николая II в 1905 году не было рекомендовано более толерантное наименование «старообрядцы», под которым хранители истинного Православия известны и по сей день.