крест поклон вечерня исус церковь человек смерть святаго отче утреня корнилий пресвятыя храме старообрядческий поми́луй животворя́щаго молитва богородицы день радуися ирмос рпсц христа тропарь святых кондак христос церкви человеколю́бец священномучеников тебе литургия октября при́сно сердце архипастырское слава иоанн древлеправославное воскресе́ние аминь катавасия служба храм господи павел псалом исповеди помилуй поста душа
Старообрядцы в промышленности и торговле. 10 цитат
1. «Все для дела – ничего для себя» — такова была позиция основателя династии Рябушинских.
2. В своем труде «Цель нашей работы» (1916 г.) М.П. Рябушинский отмечал: «Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат. И мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли». Так старовер-предприниматель сформулировал общую миссию российского бизнеса своего времени.
3. Владимир Рябушинский чётко противопоставлял сознание православного капиталиста, сознанию предпринимателя-кальвиниста, вводя понятие «хозяйственная святость»: экономическая деятельность, стремящаяся к оптимизации условий для духовного развития; экономическая деятельность не выступает для староверов самоцелью.
4. Всю философию русских промышленников можно выразить словами из стиха об Иоанне Предтече, который был как бы заповедью: "Послал Господь три дара. Первый дар - крест и молитва. Второй дар - любовь и милостыня. Третий дар – моление и книга". (К. Товбин. «Русское старообрядчество и Третий Рим»).
5. Богатство не считалось греховным, каждый старообрядец-предприниматель воспринимал себя как Божьего управляющего полученным капиталом. Московский купец П.А. Бурышкин пишет в своих воспоминаниях: «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета».
6. Основной принцип деловой этики промышленников-старообрядцев звучал так: «Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли».
7. Для делового сообщества России в целом, для старовера-купца в частности, важным стало правило ведения честного бизнеса, стремление сохранить собственное лицо, свою деловую репутацию. Говорит об этом укрепившееся в народе выражение «стереть в порошок», которое имеет непосредственное отношение к купеческому делопроизводству. Имена должников и суммы долга записывали мелом на притолоке, а если по истечению обозначенного срока должник не появлялся, то долг прощали, а надпись «стирали в порошок». Однако дел с таким человеком больше никто не вёл.
8. Корпоративную культуру на предприятиях старообрядцев можно было охарактеризовать одной фразой, произнесённой Владимиром Павловичем Рябушинским, – «Правила для дела, а не дело для правил».
9. Староорядцы-промышленники оказали существенное влияние на выработку всем известных «Семи принципов» ведения дел в России (1912 г.). Данные принципы легли в основу «Хартии деловой этики» (90-е годы XX в.), принятой подавляющим большинством российских компаний. Предпринята первая попытка выработки общих норм деловой культуры России.
10. Эпитафия на надгробии старообрядческого купца Громова Ф: Честность, справедливость, негласная помощь ближнему, во всём воздержание и не горделивость.
11. Некоторые российские чиновники, в частности министр финансов Российской империи И. А. Вышнеградский, были в восторге от производственных итогов деятельности старообрядческой промышленности. В частности, он говорил: «Наши христолюбивые старообрядцы - преображенцы в российском торгово-фабричном деле - великая сила; они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до полнейшего совершенства и цветущего состояния»