Крест как откровение

Олег Куимов

Крест как откровение

Современность характеризуется невероятным доселе безверием и богоборческим устремлением общества. В основе последнего зачастую лежит непонимание природы Божьего промышления о судьбе мира. А между тем, Крест - символ христианства - содержит фундаментальные ответы на основные сомнения человечества. Дабы упредить эти самые сомнения в грядущем, Господь являет прообразы креста уже в ветхозаветные времена.

Из общепринятых примеров хочется напомнить о двух наиболее убедительных и общеизвестных. Оба связаны с Моисеем - одним из величайших пророков Израиля.

Как мы знаем, он водил свой народ по пустыне сорок лет. В последние годы этого хождения народ иудейский возроптал на него и на Бога, за что был наказан нашествием ядовитых змей. Евреи раскаялись, и Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на крестообразной перекладине посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел на него с верою, тот оставался в живых.

О втором случае напоминает битва с амаликитянами, во время которой Моисей молился за ниспослание победы евреям. Спутники его, Аарон и Ор, заметив, что амаликитяне начинают брать верх в те моменты, когда пророк от усталости опускает распростертые к небу руки, стали поддерживать его. И израильтяне одержали победу.

Таким образом Господь не только прообразил крест в качестве символа грядущей спасительной жертвы, но и упредил недоумение тех, кто в будущем станет вопрошать: "Какой же он Бог, если принял такую позорную казнь?" Для вразумления подобных за почти тринадцать веков до распятия и указана была свыше сугубо Божья воля выбора казни именно крестной, чтобы они задумались иначе взлянуть на кажущуюся им зазорной муку Исуса Христа и стали искать в ней особые смыслы.

Тем же самым евреям, которые еще вчера восторженно кричали Христу "осанна в вышних", а затем отреклись, будучи не в силах поверить в Божественную природу Того, кто смиренно терпел казнь, - для них, потомков своих праотцев и пророков, в первую очередь предназначался прообраз Креста, - чтобы не пропустили свершившийся на Исусовом Кресте знак священного предначертания.

И другие сомнения упредил Господь Бог через через Свой Крест. Так, манихеи и им подобные не верят в истинность телесных мук Исуса. Хорошо, вы отрицаете телесные страдания, но достанет ли у вас разума подвергнуть неверию глубокое духовное страдание Христа в момент Его публичного унижения на Кресте? Неужели можно допустить, что Христос не испытывал великой внутренней боли, терпя самую позорную и мучительную казнь того времени? Сам Творец всего сущего - от Своего слабого создания, которое мог превратить в прах одним движением воли??? И тогда какой вес остается в сомнении уже в физических муках Господа нашего Исуса Христа?

А вот ответ Креста на другой вопрос, прорывающийся испокон веков из той или иной ереси? Суть его, этого вопроса, заключается в предположении, что история человечества представляет собой развлечение для Бога, пожелавшего скрасить Свое Бытие в вечности. Подобное представление намекает на некий эгоизм свыше. И оспорить подобное мнение было бы не всегда возможным, ведь внутреннее чувствование истинности Божьей любви и наполненности ею тварного мира воспринимается далеко и далеко не всеми. Чуткие сердцем любовь ощутят, а полагающиеся лишь на логику рассчитывают на ответ, который сможет принять разум.

Какой же ответ дал таковым сомневающимся Крест? Простой: только любовь способна сподвигнуть на подобное Самоуничижение! А значит, в Своих взаимоотношениях с человеком Господь руководствуется единственно ею! Возможно, это и был главный посыл Крестной жертвы. Чтобы, боясь прежде Бога сурового, полюбили теперь (не из страха одного) Бога-Агнца и поверили Богу милостивому в минуту уже собственных испытаний!

По сути, Крест содержит ответы на все краеугольные вопросы человека к Богу. И в таком случае нам остается принять феномен Креста как величайшую сакральную загадку человечества, разгадывать которую - духовное наслаждение и спасительная необходимость.