павел архипастырское сердце день священномучеников душа животворя́щаго святых христос рпсц служба исус аминь святаго радуися древлеправославное ирмос поклон церкви воскресе́ние иоанн октября человек литургия молитва псалом христа смерть вечерня отче поста утреня богородицы тропарь поми́луй катавасия слава исповеди старообрядческий помилуй человеколю́бец корнилий господи кондак при́сно храм пресвятыя тебе храме крест церковь
ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ l. - 4. Грѣхопаденіе прародителей и послѣдствія его.
4. Грѣхопаденіе прародителей и послѣдствія его.
Діаволъ позавидовалъ блаженству людей и захотѣлъ погубить ихъ. Однажды Евва были близь запрещеннаго дерева познанія добра и зла. Діаволъ вошелъ въ змія, который былъ хитрѣе всѣхъ животныхъ, и сказалъ ей: "правда ли, что Богъ сказалъ, не ѣшьте плодовъ ни отъ какого дерева въ раю?" Евва отвѣчала: "плоды съ деревъ мы можемъ ѣсть; только плодовъ дерева, которое среди рая, Богъ сказалъ, не ѣшьте и не прикасайтесь къ нимъ, чтобы вамъ не умереть". Змій сказалъ женѣ: "нѣтъ, не умрете; но знаетъ Богъ, что въ день, въ который вы вкусите ихъ, откроются глаза ваши, и вы будете, какъ боги, и будете знать, что добро и что зло". И увидѣла жена, что это дерево хорошо для пищи, и что пріятно для глазъ, и что привлекательно это дерево, потому что оно даетъ знаніе, и она взяла плодовъ его и ѣла; также дала мужу своему и онъ ѣлъ. Тотчасъ же, преступивши заповѣдь Божію, они почувствовали стыдъ и страхъ, и узнали, что они наги, и сшили смоковные листья и сдѣлали себѣ опоясанія.
Когда наступила вечерняя прохлада дня, услыхали они голосъ Бога, ходящаго въ раю, и скрылись между деревьями, думая, что они могутъ скрыться отъ Вездѣсущаго Бога. Богъ воззвалъ къ Адаму: "Адамъ, гдѣ ты?" (Онъ отвѣчалъ: "я услышалъ голосъ Твой въ раю и боялся, потому что я нагъ, и скрылся". Богъ спросилъ его: "кто сказалъ тебѣ, что ты нагъ? не ѣлъ ли ты плодовъ отъ дерева, съ котораго Я запретилъ тебѣ ѣсть?" (Богъ этими словами желалъ расположить человѣка къ раскаянію). Адамъ, думая сложить часть своей вины на жену, даже на самого Бога, сказалъ: "жена, которую Ты мнѣ далъ, она дала мнѣ плодъ съ этого дерева, и я ѣлъ". Богъ спросилъ жену: "что ты это сдѣлала?"
Жена сказала: "змій обольстилъ меня, и я ѣла".
Тогда Богъ произнесъ такой судъ на искусителя, на жену и на мужа.
Онъ сказалъ змію: "за то, что ты сдѣлалъ это, проклятъ ты отъ всѣхъ скотовъ и отъ всѣхъ звѣрей земныхъ. Будешь ходить на чревѣ твоемъ, и будешь ѣсть прахъ во всѣ дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между сѣменемъ твоимъ и Сѣменемъ ея; Оно будеть поражать тебя въ голову, а ты будешь жалить Его въ пяту".
Этими словамн Богъ сказалъ змію: "ты будешь низкимъ, презрѣннымъ и ненавистнымъ животнымъ"; сказалъ діаволу, который былъ въ зміѣ: "ты будешь вѣчно мучиться въ удаленіи отъ Бога; у тебя будетъ постоянная борьба съ людьми; Сѣмя жены, т. е. Спаситель, Который родится отъ Пресвятой Дѣвы, побѣдитъ тебя совершенно, а ты сдѣлаешь Ему ничтожное зло". Эти слова Господа для согрѣшившихъ прародителей были первою радостною вѣстію объ Искупителѣ міра.
Женѣ Богъ сказалъ: "ты въ болѣзни будешь рождать дѣтей; будешь имѣть влеченіе къ мужу твоему, и онъ будетъ господствовать надъ тобою".
Адаму сказалъ: "за то, что ты послушался голоса жены твоей и ѣлъ плоды отъ дерева, отъ котораго Я запретилъ тебѣ ѣсть, проклята земля за тебя; со скорбію будешь питаться отъ нея во всѣ дни жизни твоей. Терніе и волчцы (т. е. сорныя травы) произраститъ она тебѣ и ты будешь питаться полевою травою. Въ потѣ лица твоего будешь ѣсть хлѣбъ, (до пота будешь трудиться, чтобы пріобрѣсть хлѣбъ), доколѣ не возвратишься въ землю, изъ которой ты взятъ. Ты прахъ, и въ прахъ возвратишься".
Чтобы люди тверже помнили и вѣрили, что придетъ на землю Спаситель и прольетъ кровь Свою за грѣхи ихъ, Богъ повелѣлъ имъ приносить Ему въ жертву животныхъ. Жертвы эти должны были прообразовать крестную жертву Ісуса Христа.
И сдѣлалъ Богъ Адаму и женѣ его одежды кожаныя и одѣлъ ихъ.
Діаволъ можетъ только соблазнять людей, внушать имъ дурныя мысли и желанія, но принудить сдѣлать злое дѣло не можетъ, ибо никакой власти надъ людьми не имѣетъ. Вотъ почему человѣкъ всегда самъ виноватъ, если дѣлаетъ противно заповѣдямъ Божіимъ, ибо имѣетъ разумъ и свободную волю и можетъ противостоять искушеніямъ діавола и просить помощи у Бога.
Чтобы люди не вкушали болѣе плодовъ дерева жизни, Богъ изгналъ ихъ изъ сада Едемскаго, поставилъ у него Херувима и пламенный обращающійся мечъ, чтобы охранять путь къ дереву жизни (Быт. гл. 3, ст. 1—24).
Оть Адама и Еввы, зараженныхъ грѣхомъ, произошли всѣ люди; потому люди родятся во грѣхѣ, который называется первороднымъ грѣхомъ, и, кромѣ того, сами грѣшатъ.
Св. апостолъ Павелъ пишетъ: "Якоже единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде и грѣхомъ смерть, тако смерть во вся человѣки вниде, въ немъ же вси согрѣшиша" (Рим. гл. 5, ст. 12), т. е. какъ однимъ человѣкомъ грѣхъ вошелъ въ міръ и чрезъ грѣхъ—смерть, такъ и смерть перешла во всѣхъ людей, потому что въ немъ всѣ согрѣшили.