крест исповеди день октября служба христа иоанн ирмос литургия аминь священномучеников старообрядческий смерть человек слава церкви богородицы радуися святаго воскресе́ние помилуй сердце исус псалом тропарь святых храме церковь человеколю́бец при́сно древлеправославное кондак поми́луй христос душа вечерня поста тебе поклон храм катавасия рпсц архипастырское пресвятыя отче животворя́щаго господи корнилий молитва утреня павел
ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ l. - 6. Всемірный потопъ.
6. Всемірный потопъ.
Когда люди умножились на землѣ, сыны Божіи (потомки Сиѳа) стали прельщаться красотою дочерей человѣческихъ (дочерей потомковъ Каина) и брать ихъ себѣ въ жены. Отъ этого всѣ люди развратились. Тогда Богъ сказалъ: "недостойны эти люди, чтобы Духъ Мой пребывалъ въ нихъ. Дамъ имъ сроку на покаяніе 120 лѣтъ". Но когда прошли 120 лѣтъ, назначенныхъ Богомъ для покаянія, люди еще болѣе развратились и нечестіе умножилось.
Въ это время былъ человѣкъ праведный и непорочный—Ной. У него было три сына: Симъ, Хамъ и Іафетъ. Богъ сказалъ Ною: "земля наполнилась отъ людей злодѣяніями. Я истреблю ихъ съ земли. Сдѣлай ты себѣ ковчегъ, т. е. корабль, отъ древъ негніющихъ и просмоли его снаружи и внутри. (Ковчегъ имѣлъ 300 локтей длины, 50 ширины и 30 высоты; локоть = 10½ вершковъ). Я наведу на землю потопъ водный, чтобы истребить на землѣ всякое живое существо. Войдешь въ ковчегъ съ женою ты и сыновья твои съ женами". Кромѣ того, Господь повелѣлъ Ною взять въ ковчегъ всѣхъ птицъ и животныхъ—чистыхъ по семи паръ, а нечистыхъ по двѣ пары (чистыя употреблялись людьми для приношенія жертвы Богу, а нечистыя—нѣтъ). Когда Ной вошелъ въ ковчегъ, полился на землю сильный дождь и лился сорокъ дней и сорокъ ночей; Вода вышла изъ береговъ морей и рѣкъ и покрыла всѣ горы и поднялась на пятнадцать локтей надъ самыми высокими горами. Все потонуло, остался только Ной и бывшіе съ нимъ въ ковчегѣ, который плавалъ по водамъ. Вода поднималась надъ землею 150 дней и послѣ этого стала убывать. Ковчегъ остановился на горахъ Араратскихъ, на нынѣшнемъ Кавказѣ. Чрезъ 40 дней послѣ этого Ной открылъ окно у ковчега и выпустилъ ворона. Воронъ отлеталъ и прилеталъ на кровлю ковчега. Чрезъ семь дней Ной выпустилъ голубя. Голубь не нашелъ сухого мѣста и возвратился въ ковчегъ. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустилъ голубя. Голубь возвратился съ свѣжимъ масличнымъ листомъ во рту, и Ной по этому узналъ, что вода сошла съ земли. Помедливъ еще семь дней, Ной въ третій разъ выпустилъ голубя, и онъ уже не возвратился къ нему. И тогда Богъ повелѣлъ Ною выйти изъ ковчега со всѣми бывшими тамъ съ нимъ.
По выходѣ изъ ковчега Ной принесъ благодарственную жертву Богу за спасеніе. Богу пріятна была жертва эта и онъ сказалъ въ сердцѣ Своемъ: "Я не буду больше проклинать землю за грѣхи человѣка „зане прилежитъ помышленіе человѣку прилежно злая отъ юности его", т. е. потому, что помышленіе сердца человѣческаго—зло отъ юности его.
И поставилъ Богъ завѣтъ съ Ноемъ и потомствомъ его, что не будетъ болѣе потопа, и знаменіемъ сего завѣта положилъ радугу въ облакѣ (Быт. гл. 7, 8 и 9, ст. 1—17). Прежде потопа радуга ничего не напоминала людямъ, а теперь стала напоминать обѣщаніе Божіе, что потопа больше не будетъ.
Патріархъ Ной прообразовалъ собою Спасителя, а его ковчегъ—св. Церковь, въ которой люди только и могутъ спастись, какъ спаслись отъ потопа находившіеся въ ковчегѣ.