отче исповеди поми́луй церкви богородицы храме слава человек служба поста молитва сердце утреня литургия святаго христос господи помилуй архипастырское при́сно воскресе́ние исус человеколю́бец пресвятыя старообрядческий храм тебе корнилий октября вечерня душа иоанн святых тропарь аминь ирмос поклон день рпсц катавасия радуися смерть священномучеников древлеправославное павел крест животворя́щаго христа псалом церковь кондак
ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ V. - 51. Раздѣленіе царства Еврейскаго на Iудейское и Израильское.
51. Раздѣленіе царства Еврейскаго на Iудейское и Израильское.
По смерти Соломона, Израильтяне собрались въ Сихемъ и призвали сюда сына Соломонова, Ровоама, чтобы воцарить его. Сюда же пришелъ и Іеровоамъ, бывшій рабочій при постройкѣ Іеросалимскаго храма, изъ колѣна Ефремова, и, представъ съ народомъ предъ Ровоама, сказалъ: "отецъ твой наложилъ на насъ тяжелое иго; облегчи насъ, и мы будемъ служить тебѣ". Ровоамъ презрѣлъ совѣтъ старцевъ, которые служили при отцѣ его и которые совѣтовали ему угодить народу, удовлетворить просьбу его и говорить съ нимъ ласково, а послушалъ молодыхъ совѣтниковъ своихъ и сурово отвѣчалъ народу: "отецъ наложилъ на васъ тяжелое иго, я сдѣлаю это иго еще тяжелѣе; онъ васъ наказывалъ бичами, я буду наказывать васъ скорпіонами (бичами съ иглами)". Народъ оскорбился такимъ отвѣтомъ, и десять колѣнъ избрали себѣ царемъ Іеровоама. Только два колѣна: Іудино и Веніаминово признали своимъ царемъ Ровоама. Такимъ образомъ царство еврейское раздѣлилось на два царства: Іудейское и Израильское.
Царство Ровоама стало называться Іудейскимъ, а царство Іеровоама — Израильскимъ. Столицею Іудейскаго царства былъ городъ Іеросалимъ, а Израильскаго — Самарія.
Жители царства Израильскаго ходили въ великіе праздники на поклоненіе Богу въ храмъ Іеросалимскій. Царю Іеровоаму это не нравилось; онъ боялся, что его подданные сблизятся съ Іудеями и присоединятся къ Іудейскому царству. Чтобы они больше не ходили въ Іеросалимъ, Іеровоамъ поставилъ въ двухъ концахъ своего царства двухъ золотыхъ тельцовъ и объявилъ народу: "не нужно вамъ ходить въ Іероcалимъ; воть ваши боги, которые вывели васъ изъ Египта". И весь народъ Израильскій сталъ, вмѣсто истиннаго Бога, поклоняться идоламъ.
Слѣдующіе цари израильскіе были столь же нечестивы, какъ и Іеровоамъ. За это Господь наказалъ Израильтянъ. Царь ассирійскій завоевалъ царство Израильское и многихъ жителей отвелъ въ плѣнъ, а на ихъ мѣсто переселилъ язычниковъ ассиріянъ. Изъ смѣшенія этихъ переселенцевъ съ оставшимися Израильтянами образовался народъ, который по имени города Самаріи, сталъ называться самарянами. Они говорили не чистымъ еврейскимъ языкомъ, и хотя вѣровали въ истиннаго Бога, но не оставляли и своихъ прежнихъ языческихъ вѣрованій. За это іудеи презирали самарянъ, не садились вмѣстѣ съ ними за столъ и старались даже не говорить съ ними. Царство Израильское было разрушено за 722 года до Рожества Христова и уже болѣе не возстановлялось.
Первые цари іудейскаго царства сохраняли вѣру въ истиннаго Бога. Но потомъ и іудеи уклонились въ идолопоклонство. Тогда Іудейское царство было завоевано вавилонскимъ царемъ Навуходоносоромъ. Городъ Іеросалимъ и храмъ были разрушены, а народъ отведенъ въ плѣнъ, который продолжался 70 лѣтъ (3 Цар. 12 гл. 2 Пар. 10 г.).