христа святаго тропарь при́сно поста катавасия тебе старообрядческий богородицы ирмос сердце рпсц помилуй смерть святых поклон кондак церковь животворя́щаго священномучеников архипастырское христос крест отче воскресе́ние душа пресвятыя господи исповеди аминь вечерня храме литургия корнилий утреня псалом древлеправославное исус день храм человеколю́бец поми́луй павел служба молитва слава человек церкви октября радуися иоанн
ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ VI. - 69. Религіозныя секты.
69. Религіозныя секты.
Палестинскіе евреи тяготились подчиненіемъ чужимъ царямъ; и вообразили они, что назначеніе Избавителя-Христа — избавитъ ихъ отъ этого подчиненія и возстановитъ самостоятельное царство Еврейское. Въ послѣднее время они находились подъ властью могущественныхъ римскихъ императоровъ; поэтому они представляли себѣ Христа еще болѣе могущественнымъ Царемъ-завоевателемъ, который не только возстановитъ Еврейское царство, но и покоритъ евреямъ весь міръ.
Такого Избавителя, Христа, или Мессію [4], ждали тогда всѣ евреи. Но среди ихъ выдѣлялись двѣ секты: фарисеевъ и саддукеевъ. Фарисеи считали, что ожидаемое царство Мессіи предназначено только для евреевъ, и что войдутъ въ него всѣ евреи потому, что они потомки Авраама, которымъ оно (по ихъ мнѣнію), исключительно и было обѣщано. А если Царство это за евреями вполнѣ обезпечено, то можно и не соблюдать законовъ, данныхъ Богомъ черезъ Моисея; можно и не заботиться о чистотѣ сердца, о воздержаніи отъ грѣховъ. Но чтобы казаться въ глазахъ невѣжественнаго въ законѣ народа праведниками (и черезъ это занимать лучшія общественныя должности), надо выдѣляться изъ его среды особою ревностью въ соблюденіи всѣхъ обрядовъ, установленныхъ Моисеемъ и освященныхъ преданіемъ. Такое желаніе выдѣлиться, отличить себя по виду отъ другихъ, и усвоило имъ названіе фарисеевъ, происходящее отъ слова фарушъ — отдѣленіе, отличіе. Другая секта,— саддукеевъ, получившая свое названіе отъ имени раввина Садока, считала, что душа человѣческая уничтожается вмѣстѣ съ тѣломъ, — что поэтому не будетъ ни воскресенія, ни загробной жизни, а слѣдовательно и воздаянія за прожитую земную жизнь, — что все на землѣ зависитъ отъ свободной воли человѣка, и что надо свои поступки соразмѣрять лишь съ своею личною выгодою. Учитель Садока, Антигонъ, жившій за 260 лѣтъ до Рожества Христова, проповѣдывалъ, что человѣкъ обязанъ служить Богу и во всемъ исполнять Его волю вполнѣ безкорыстно, не разсчитывая на награду и не страшась наказанія послѣ смерти; но Садокъ односторонне понялъ это ученіе и сталъ отвергать награды и наказанія, такъ какъ, по его мнѣнію, никакой загробной жизни не будетъ. Къ сектѣ саддукеевъ принадлежали наиболѣе богатые евреи; и изъ ихъ среды преимущественно назначались первосвященники.
Была еще среди евреевъ секта ессеевъ; они избѣгали шумной и суетной жизни городовъ; воздерживались отъ всѣхъ удовольствій; вели строгую безбрачную жизнь, и составляли общины отшельниковъ; возставали противъ рабства и войны; проводили время въ молитвѣ и размышленіяхъ о законѣ. Они ожидали Мессію-Христа, какъ величайшаго пустынника. Расколъ самарянскій былъ смѣсью іудейства и язычества. Самаряне принимали пятокнижіе Моисея, вѣрили въ Единаго Бога и ожидали Мессію. Молились они на горѣ Гаризинъ въ своемъ храмѣ и это моленіе отличалось отъ богослуженія, совершавшагося въ храмѣ іеросалимскомъ. Іудеи презирали самарянъ и не въ чемъ съ ними не сообщались.
Таковы были евреи, когда родился Господь нашъ Ісусъ Христосъ.
- ↑Слова Христосъ и Мессія въ переводѣ на русскій языкъ означаютъ Помазанный, Помазанникъ.