литургия тропарь тебе помилуй человеколю́бец вечерня смерть павел богородицы отче корнилий при́сно радуися катавасия воскресе́ние крест поста аминь ирмос служба древлеправославное исповеди поклон священномучеников христос сердце храм кондак человек святаго поми́луй старообрядческий день исус господи пресвятыя слава утреня храме животворя́щаго псалом иоанн рпсц святых церкви молитва душа христа октября архипастырское церковь
ЗАКОНЪ БОЖІЙ. НОВЫЙ ЗАВЕТ IV.
33. Исцѣленіе слѣпорожденнаго.
Проходя по Іеросалиму, Ісусъ Христосъ увидѣлъ человѣка, слѣпого отъ рожденія. Ученики спросили Ісуса Христа: "Учитель! кто согрѣшилъ: онъ, или родители его, что онъ родился слѣпымъ?" Ісусъ Христосъ отвѣчалъ: "Не согрѣшилъ ни онъ, ни родители его; но это для того, чтобы на немъ явились дѣла Божіи". Сказавъ это, Онъ плюнулъ на землю, сдѣлалъ бреніе изъ плюновенія (грязь), помазалъ имъ глаза слѣпому и сказалъ: "поди умойся въ купальнѣ Силоамской. Онъ пошелъ и умылся, и пришелъ зрячимъ.
Туть сосѣди и видѣвшіе его прежде спрашивали его: "Какъ открылись у тебя глаза?" Онъ отвѣчалъ: "Человѣкъ, называемый Ісусъ, сдѣлалъ бреніе, помазалъ глаза мои и сказалъ мнѣ: поди на купальню Силоамъ и умойся. Я пошелъ, умылся и прозрѣлъ". Это было въ субботу; лѣченіе больныхъ фарисеи считали дѣломъ недозволеннымъ въ субботу; поэтому, бывшаго слѣпца повели къ фарисеямъ; фарисеи спросили его, какъ онъ прозрѣлъ. Онъ разсказалъ какъ это было. Тогда нѣкоторые изъ фарисеевъ стали говорить: "Не отъ Бога этотъ человѣкъ, потому что не хранитъ субботы". Другіе говорили: "Какъ человѣкъ грѣшный можетъ творить такія чудеса?" И спорили между собою. Потомъ опять спросили бывшаго слѣпого: "что ты скажешь о Немъ?" Онъ сказалъ: "Это пророкъ". Не вѣря, что онъ былъ слѣпъ и прозрѣлъ, фарисеи призвали родителей его и спросили ихъ: "это ли сынъ вашъ, о которомъ вы говорите, что родился слѣпымъ? Какъ же онъ теперь видитъ?" Родители отвѣчали: "Мы знаемъ, что онъ сынъ нашъ, и что онъ родился слѣпымъ, а какъ теперь видитъ, не знаемъ. Самъ въ совершенныхъ лѣтахъ, самого спросите". Такъ отвѣчали родители, боясь фарисеевъ; потому что фарисеи сговорились уже, чтобы, кто признаетъ Его за Христа, того отлучатъ отъ синагоги. Опять призвали бывшаго слѣпца и сказали ему: "Скажи правду: вѣдь не Ісусъ исцѣлилъ тебя? Мы знаемъ, что человѣкъ этотъ — грѣшникъ". Онъ отвѣчалъ: грѣшникъ ли Онъ, не знаю; одно знаю, что я былъ слѣпъ, а теперь вижу". Снова спросили его: "Какъ Онъ отверзъ очи твои?" Онъ отвѣчалъ имъ: "Я уже говорилъ вамъ; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сдѣлаться Его учениками?" Они укорили его и сказали: "Ты ученикъ Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаемъ, что съ Моисеемъ говорилъ Богъ, а этого человѣка не знаемъ,- откуда Онъ". Прозрѣвшій отвѣчалъ имъ: "Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Онъ, а Онъ отверзъ мнѣ очи. Отъ вѣка не слыхано, чтобы кто отверзъ очи слѣпорожденному. Если бы Онъ не былъ отъ Бога, не могъ бы творить ничего такого". На это ему сказали: "Во грѣхахъ ты родился, и ты ли насъ учишь?" И выгнали его вонъ. Ісусъ Христосъ, нашелъ его, спросилъ: "Ты вѣруешь ли въ Сына Божія?" Онъ отвѣчалъ: "А кто Онъ, Господи, чтобы мнѣ вѣровать въ Него?" Ісусъ Христосъ сказалъ ему: "И видѣлъ ты Его, и Онъ говоритъ съ тобою".Онъ сказалъ: "Вѣрую, Господи!" и поклонился Ему. (Іоан. гл. 9, ст. 1—38. Зач. 34).
34. Притча о милосердномъ самарянинѣ.
Одинъ законникъ спросилъ Ісуса Христа: "что мнѣ дѣлать, чтобы удостоиться блаженства и жизни вѣчной". Господь указалъ ему заповѣди о любви къ Богу и ближнему. Тогда законникъ спросилъ: "а кто мой ближній?" Ісусъ Христосъ вмѣсто отвѣта, сказалъ ему такую притчу. Одинъ іудей шелъ изъ Іеросалима въ Іерихонъ и попался разбойникамъ, которые сняли съ него одежду, изранили его и ушли, оставивъ его едва живымъ. Случайно тою же дорогою шелъ іудейскій священникъ, посмотрѣлъ на него и прошелъ мимо. Также и левитъ (служителъ при храмѣ) былъ на томъ мѣстѣ; подошелъ къ изранненному, посмотрѣлъ и прошелъ мимо. За ними тѣмъ же путемъ проѣзжалъ самарянинъ. (Евреи презирали самарянъ и не имѣли съ ними никакого общенія). Увидѣвъ израненнаго іудея, онъ сжалился надъ нимъ, перевязалъ его раны, возливая на нихъ масло и вино, посадилъ на своего осла, привезъ въ гостиницу и тамъ заботился о немъ. А на другой день, отъѣзжая, онъ далъ хозяину гостиницы два динарія (43 коп.) и сказалъ: "позаботься о немъ, и если издержишь больше, я, когда возвращусь, отдамъ тебѣ". Послѣ сего Ісусъ Христосъ спросилъ законинка: "какъ думаешь ты: кто изъ этихъ троихъ былъ ближнимъ попавшемуся разбойникамъ?"— "Оказавшій ему милосердіе", отвѣтилъ законникъ. Тогда Ісусъ Христосъ сказалъ ему: "иди и ты поступай такъ же. (Лук. гл. 10, ст. 25—37. Зач. 53).
Притчею о милосердномъ самарянинѣ Ісусъ Христосъ не только научилъ насъ признавать ближнимъ своимъ всякаго человѣка, но еще изобразилъ совершенное Имъ спасеніе рода человѣческаго. Какъ человѣка, шедшаго изъ Іеросалима въ Іерихонъ, ограбили и изранили разбойники; такъ и человѣческій родъ, лишился духовнаго богатства чрезъ грѣхъ, и сдѣлался едва живымъ духовно. Такъ священникъ и левитъ не оказали помощи несчастному, такъ ветхій завѣтъ своими обрядами и законами не спасъ погибавшаго отъ грѣховъ рода человѣческаго. Какъ самарянинъ сжалился надъ умиравшимъ, перевязалъ ему раны, возливая масло и вино, перевезъ его въ гостинницу, ухаживалъ за нимъ, и, отъѣзжая, далъ два динарія содержателю гостиницы, и сказалъ: "позаботься о немъ, и если издержишь болѣе, я, когда возвращусь, отдамъ тебѣ"; такъ Ісусъ Христосъ, Котораго враги обзывали Самаряниномъ, сжалился надъ погибавшимъ человѣческимъ родомъ, Своими страданіями умягчилъ духовную болѣзнь его; Своею пречистою Кровію омылъ его язвы грѣховныя, ввелъ его въ Свою святую Церковь, поручилъ его пастырямъ и учителямъ, и, отходя къ Отцу Небесному, оставилъ имъ въ руководство Св. Писаніе ветхаго и новаго завѣта, и обѣщалъ имъ за усердное попеченіе о немъ награду въ день второго пришествія Своего на землю. (Толковое евангеліе, поуч. въ нед. 25-ю).
35. Ісусъ Христосъ въ домѣ Марѳы и Маріи.
Недалеко отъ Іеросалима было селеніе, Виѳанія, гдѣ жили двѣ сестры: Марѳа и Марія. Ісусъ Христосъ пришелъ въ домъ ихъ. Марія сѣла у ногъ Ісуса и слушала слово Его. Марѳа же заботилась о большемъ угощеніи. Видя, что сестра не принимаетъ участія въ хлопотахъ, Марѳа подошла къ Ісусу Христу и сказала: "Господи! или Тебѣ нужды нѣтъ, что сестра моя оставила меня одну служить? скажи ей, чтобы она помогла мнѣ. Ісусъ Христосъ отвѣчалъ ей: "Марѳа, Марѳа! ты заботишься и суетишься о многомъ, а одно только нужно. Марія же избрала благую часть, которая не отнимется у нея (доброе дѣло, которое принесетъ ей духовное, вѣчное благо, котораго никто не отниметъ у нея"). Лук. 10, ст. 38—42. Зач. 54).
Въ это время одна женщина воскликнула: "блаженно чрево носившее Тебя и грудь, которая питала Тебя". Христосъ же сказалъ: "блаженны слушающіе слово Божіе и исполняющіе его". (Лук. зач. 58).
36. Притча о любостяжательномъ богачѣ.
Однажды Господь сказалъ народу слѣдующую притчу: "У одного богатаго человѣка былъ хорошій урожай хлѣба въ полѣ; онъ разсуждалъ самъ съ собою: "то мнѣ дѣлать? некуда мнѣ собрать плодовъ. Вотъ что сдѣлаю: сломаю житницы мои, и построю большія, и соберу туда весь хлѣбъ мой и все добро мое, и скажу душѣ моей: душа! много добра лежитъ у тебя на многіе годы; покойся, ѣшь, пей веселись!" Но Богъ сказалъ ему: "безумный! въ эту ночь душу возьмутъ у тебя; кому же достанется то, что ты заготовилъ?" Такъ бываетъ съ тѣмъ, кто собираетъ сокровища для себя, а не въ Бога богатѣетъ" (не обогащается такимъ богатствомъ, какое угодно Богу,т.-е. добродѣтелями). (Лук. 12, ст. 18—21. Зач. 66).
Собираніе въ житницы урожая, какъ благъ, ниспосланныхъ Богомъ, не было грѣхомъ со стороны богача; собрать надо было, хотя бы для этого и потребовалась перестройка житницъ. Но и подѣлиться съ бѣдными избыткомъ урожая тоже необходимо было; и если бы богачъ поступилъ такъ, то не подвергся бы наказанію. Но онъ думалъ, что Богъ послалъ этоть урожай исключительно ему, для продленія его безпечной жизни; и какъ онъ ошибся! Мечтая прожить въ довольствѣ долгіе годы, онъ умеръ въ ту же ночь.
37. Исцѣленіе скорченной женщины въ субботу.
Однажды Христосъ училъ въ одной синагогѣ въ субботу. Тамъ была женщина, 18 лѣтъ страдавшая недугомъ корчи и не могла выпрямиться. Господь сказалъ ей: "ты освобождаешься отъ твоего недуга".- И возложилъ на нее руки, и она тотчасъ выпрямилась. При этомъ начальникъ синагоги, негодуя, что Ісусъ Христосъ исцѣлилъ несчастную въ субботу, сказалъ народу: "есть шесть дней, въ которые должно дѣлать; въ тѣ дни и приходите исцѣляться, а не въ день субботній". Господь сказалъ ему въ отвѣтъ: "лицемѣръ! не отвязываетъ ли Въ субботу каждый изъ васъ вола своего, или осла отъ яслей и не ведетъ ли поить? А эту дочь Авраамову, которую связалъ сатана, вотъ уже осьмнадцать лѣтъ, не надлежало ли освободить отъ узъ этихъ въ день субботній"? Когда Онъ говорилъ это, всѣ противившіеся Ему стыдились; а народъ радовался о славныхъ дѣлахъ Его. (Лук. 13, 10—17. Зач. 71).
38. Притча о званныхъ на вечерю.
.Однажды Господь сказалъ притчу: "Одинъ человѣкъ сдѣлалъ большую вечерю (пиръ) и звалъ многихъ. Когда наступило время вечери, онъ послалъ раба своего сказать званымъ: идите, уже все готово. И начали всѣ, какъ бы сговорясь, извиняться. Первый сказалъ ему: я купилъ землю, и мнѣ нужно пойти посмотрѣть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказалъ: я купилъ пять паръ воловъ, и иду испытать ихъ; прошу тебя, извини меня. Третій сказалъ: я женился и потому не могу прійти. Рабъ, возвратившись, донесъ объ этомъ господину своему. Тогда, разгнѣвавшись, хозяинъ сказалъ рабу: поди скорѣе по улицамъ и переулкамъ города и приведи сюда нищихъ, увѣчныхъ, хромыхъ и слѣпыхъ. Чрезъ нѣсколько времени рабъ донесъ: господинъ! исполнено, какъ приказалъ ты, и еще есть мѣсто. Господинъ сказалъ рабу: поди по дорогамъ и изгородямъ и уговори встрѣтившихся тебѣ прійти, чтобы заполнился домъ мой. Сказываю вамъ, что никто изъ преждезваныхъ не вкуситъ моего ужина; ибо много званыхъ, но мало избра-ныхъ". (Лук. гл. 14, ст. 16—25. Зач. 76). Этою притчею Ісусъ Христосъ открылъ, что Богъ сначала призывалъ іудеевъ въ царствіе Свое; но они не послѣдовали призванію, потому Онъ оставитъ ихъ и призоветъ язычниковъ.
З9. Притча о блудномъ сынѣ.
Господь сказалъ слѣдующую притчу: "У одного человѣка было два сына. Младший изъ нихъ сказалъ отцу: отдай слѣдуемую мнѣ часть имѣнія. Когда же отецъ исполнилъ его желаніе, онъ отправился въ далекую страну, и тамъ, живя распутно, истратилъ все свое имѣніе. Вскорѣ въ той странѣ случился сильный голодъ; онъ нанялся къ одному изъ жителей пасти свиней, и радъ бы былъ насытиться ихъ пищей, (желудями) и той ему не давали. Тогда онъ вспомнилъ объ отцѣ и подумалъ: сколько наемниковъ у отца моего ѣдятъ хлѣбъ съ избыткомъ, а я умираю отъ голода. Встану, пойду къ отцу моему и скажу ему: отецъ, я согрѣшилъ предъ Богомъ и предъ тобою и уже недостоинъ называться сыномъ твоимъ; прими меня въ число наемниковъ твоихъ. Всталъ и пошелъ. И когда онъ былъ еще далеко, отецъ увидѣлъ его и сжалился надъ нимъ и побѣжалъ навстрѣчу сыну, палъ ему на шею и поцѣловалъ его. Сынъ началъ говорить: отецъ! я согрѣшилъ предъ Богомъ и предъ тобою и уже недостоинъ называться сыномъ твоимъ. А отецъ сказалъ рабамъ: принесите лучшую одежду и одѣньте его, дайте перстень на руку его и сапоги на ноги, и заколите откормленнаго тельца, и будемъ веселиться, потому что сынъ мой былъ мертвъ и ожилъ, пропадалъ и нашелся". (Лук. гл. 15, ст. 11—82. Зач. 79).
Господь научаетъ насъ этою притчею, что Богъ съ радостію принимаетъ всякаго кающагося и обращающагося къ Нему грѣшника и радость бываетъ у ангеловъ за одного грѣшника раскаявшагося.
40. Притча о богатомъ и Лазарѣ.
Сказалъ Господь такую притчу: "Одинъ человѣкъ былъ богатъ, одѣвался въ порфиру и виссонъ, (т.-е. въ дорогіе одежды: порфира изъ красной матеріи—верхняя одежда, а виссонъ—бѣлая изъ египетскаго льна) и пировалъ каждый день. Былъ также одинъ нищій, по имени Лазарь, который лежалъ у воротъ, покрытый струпьями, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его. Умеръ нищій и былъ отнесенъ туда, гдѣ былъ Авраамъ, т.-е. въ небесное царство; умеръ и богатый, и похоронили его. Мучась въ аду, богатый поднялъ глаза свои, увидѣлъ Авраама и Лазаря съ нимъ и громко сказалъ: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочилъ конецъ перста (пальца) своего въ водѣ и прохладилъ языкъ мой, потому, что я мучусь въ пламени". Но Авраамъ сказалъ: "вспомни, что ты получилъ уже доброе въ жизни твоей, а Лазарь—злое; теперь же онъ зцѣcь утѣшается, а ты страдаешь. Притомъ между нами и вами великая пропасть, которую нельзя перейти". Тогда богатый сталъ просить Авраама послать Лазаря на землю, предостеречь его братьевъ, отъ грѣховной жизни, чтобы они не попали въ мѣсто мученій. Авраамъ отвѣтилъ: "у нихъ есть Моисей и пророки, (т.-е. св. Писаніе) пусть слушаютъ ихъ".— "Нѣтъ, отче Аврааме,—возразилъ богачъ,—но если кто изъ мертвыхъ прійдетъ къ нимъ, то покаются". На это Авраамъ сказалъ: "если Моисея и пророковъ не слушаютъ, то если бы кто и изъ мертвыхъ воскресъ—не повѣрятъ". (Лук. гл. 16, ст. 19—31. Зач. 83).
41. Исцѣленіе десяти прокаженныхъ мужей.
Когда однажды Ісусъ Христосъ входилъ въ одно селеніе, встрѣтили Его десять мужей прокаженныхъ, которые остановились вдали и громкимъ голосомъ говорили: "Ісусъ Наставникъ! помилуй насъ". Увидѣвъ ихъ, Ісусъ Христосъ сказалъ имъ: "подите покажитесь священникамъ", (ибо священники выдавали свидѣтельство исцѣлившимся отъ проказы). Когда они шли, очистились. Одинъ изъ нихъ, видя, что исцѣленъ, возвратился, громкимъ голосомъ прославляя Бога, и упалъ къ ногамъ Ісуса Христа, благодаря Его. Это былъ самарянинъ. Господь сказалъ: "Не десять ли очистилось? Гдѣ же девять? Какъ же они не возвратились воздать славу Богу, кромѣ этого иноплеменника?" и сказалъ ему: встань, иди, вѣра твоя спасла тебя". (Лук. гл. 17, ст. 11—19. 4ач. 85).
42. Притча о мытарѣ и фарисеѣ.
Ісусъ Христосъ сказалъ слѣдующую притчу: "Два человѣка пришли въ церковь помолиться; одинъ изъ нихъ фарисей, а другой мытарь. Фарисей сталъ въ храмѣ впереди и молился такъ: Боже, благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ прочіе люди, грабители, обидчики, или, какъ этотъ мытарь. Пощусь два раза въ недѣлю, отдаю десятую часть изъ всего, что пріобрѣтаю. Мытарь же стоялъ вдали и не смѣлъ даже поднять глазъ своихъ на небо, а только повторялъ, ударяя себя въ грудь: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! сказываю вамъ, сказалъ Господь, что мытарь пошелъ въ домъ свой болѣе получивъ милости, нежели фарисей; потому что всякій, возвышающій самъ себя, униженъ будетъ, а унижающій себя возвысится". (Лук. гл. 18, ст. 1—14, Зач. 89).
Фарисеями назывались такіе люди у евреевъ, которые прежде всего заботились о томъ, чтобы казаться благочестивыми, и дѣлали все напоказъ. Мытари — сборщики податей. Они часто съ народа брали больше податей, чѣмъ слѣдовало, и считались поэтому великими грѣшниками.
43. Благословеніе дѣтей.
(Ев. въ среду 26-й нед. по Пятьдесятницѣ).
Однажды женщины стали приводить къ Ісусу Христу дѣтей и приносить младенцевъ, чтобы Онъ возложилъ на нихъ руки и помолился, или хотя прикоснулся къ нимъ. Ученики не допускали ихъ къ Нему. Увидавъ это, Ісусъ вознегодовалъ и сказалъ имъ: "пустите дѣтей ко Мнѣ, ибо таковыхъ есть царствіе Божіе. Истинно говорю вамъ: кто не приметъ ученія о царствѣ Божіемъ, какъ дитя, тотъ не войдетъ въ него". И обнявъ ихъ, возложилъ руки на нихъ и благословилъ ихъ и пошелъ оттуда. (Лук. гл. 18, ст. 15—17. Зач. 90).
44. Наставленіе богатому юношѣ.
Однажды подошелъ къ Ісусу Христу богатый юноша и сказалъ Ему: "Учитель благій! что мнѣ нужно дѣлать, чтобы получить жизнь вѣчную?" Ісусъ сказалъ ему: "что ты Меня называешь благимъ? Никто не благъ, только одинъ Богъ. А если хочешь войти въ жизнь вѣчную, то исполняй заповѣди, т.-е. не убивай, живи честно, не воруй, не говори ложно на ближняго, почитай отца и мать и люби всѣхъ, какъ самого себя". Юноша сказалъ: "это все съ малолѣтства сохраняю, чего еще не достаетъ мнѣ?" Ісусъ Христосъ сказалъ ему: "а если хочешь совершенъ быть, то поди, продай все имѣніе свое и деньги раздай нищимъ, а самъ ступай за Мной (т.-е. будь Моимъ ученикомъ) и получишь награду на небѣ". Такъ какъ юноша былъ очень богатъ, то, услышавъ такія слова, опечалился и отошелъ отъ Ісуса Христа. Ісусъ же сказалъ ученикамъ Своимъ: "вотъ какъ трудно богатому войти въ царствіе небесное. Легче пройти верблюду сквозь игольныя уши, чѣмъ богатому войти въ царствіе небесное". Услыша это, ученики удивились и сказали Ісусу Христу: "кто же можетъ спастися?" Но Ісусъ отвѣчалъ имъ: "для человѣка это, конечно, невозможно, а для Бога все возможно". (Мѳ. 19 гл. 20—26 ст. Зач. 79).