корнилий при́сно человек христа святаго тебе воскресе́ние пресвятыя храме христос вечерня богородицы псалом смерть катавасия сердце октября церковь древлеправославное кондак ирмос исус крест служба павел молитва поста животворя́щаго тропарь день помилуй утреня архипастырское храм господи иоанн человеколю́бец отче рпсц священномучеников святых церкви душа поклон литургия аминь поми́луй исповеди старообрядческий слава радуися
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ II - 6. Колокола.
6. Колокола.
Назначеніе колоколовъ при храмахъ состоитъ въ томъ, чтобы призывать посредствомъ звона вѣрующихъ къ Богослуженію, а для тѣхъ, кто отсутствуетъ по уважительнымъ причинамъ (а не по лѣности)—извѣщать о важнѣйшихъ минутахъ Богослуженія и побуждать ихъ къ молитвѣ и дома. Колокола появились на западѣ въ концѣ VI. вѣка и получили свое названіе, "камбаны" отъ римской провинціи Кампаніи. Въ греческой церкви они вошли въ употребленіе съ IX вѣка, когда венеціанскій князь (дожъ Урсусъ) послалъ въ подарокъ греческому императору Михаилу Комнину двѣнадцать колоколовъ, которые были привѣшены на колокольнѣ, пристроенной, по приказанію этого императора, къ храму св. Софіи въ Константинѣ-градѣ. Въ Россію они были привезены при Владимирѣ святомъ одновременно съ принятіемъ крещенія русскимъ народомъ.
Въ древнее время въ греческой церкви вмѣсто колоколовъ употреблялись била и клепала. Било— это доска деревянная, въ которую били молоткомъ: а клепало—желѣзная доска. Во время гоненій, въ первые три вѣка, время богослуженія объявлялось въ храмѣ священниками, какъ было и у насъ, христіанъ-старообрядцевъ, до дарованія свободы вѣроисповѣданія (17 апрѣля 1905 года).