кондак христос поми́луй исус господи древлеправославное храме архипастырское человек день церковь вечерня богородицы тебе воскресе́ние при́сно тропарь ирмос рпсц храм поста душа животворя́щаго павел священномучеников служба корнилий радуися сердце литургия октября пресвятыя отче христа старообрядческий аминь святаго катавасия помилуй смерть слава святых утреня поклон крест церкви молитва псалом исповеди иоанн человеколю́бец
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ II - 6. Колокола.
6. Колокола.
Назначеніе колоколовъ при храмахъ состоитъ въ томъ, чтобы призывать посредствомъ звона вѣрующихъ къ Богослуженію, а для тѣхъ, кто отсутствуетъ по уважительнымъ причинамъ (а не по лѣности)—извѣщать о важнѣйшихъ минутахъ Богослуженія и побуждать ихъ къ молитвѣ и дома. Колокола появились на западѣ въ концѣ VI. вѣка и получили свое названіе, "камбаны" отъ римской провинціи Кампаніи. Въ греческой церкви они вошли въ употребленіе съ IX вѣка, когда венеціанскій князь (дожъ Урсусъ) послалъ въ подарокъ греческому императору Михаилу Комнину двѣнадцать колоколовъ, которые были привѣшены на колокольнѣ, пристроенной, по приказанію этого императора, къ храму св. Софіи въ Константинѣ-градѣ. Въ Россію они были привезены при Владимирѣ святомъ одновременно съ принятіемъ крещенія русскимъ народомъ.
Въ древнее время въ греческой церкви вмѣсто колоколовъ употреблялись била и клепала. Било— это доска деревянная, въ которую били молоткомъ: а клепало—желѣзная доска. Во время гоненій, въ первые три вѣка, время богослуженія объявлялось въ храмѣ священниками, какъ было и у насъ, христіанъ-старообрядцевъ, до дарованія свободы вѣроисповѣданія (17 апрѣля 1905 года).