рпсц поста воскресе́ние храме душа смерть человеколю́бец богородицы корнилий исус сердце помилуй аминь слава тебе катавасия святых утреня радуися храм господи служба церковь человек иоанн ирмос старообрядческий пресвятыя христос литургия псалом исповеди поми́луй молитва крест кондак христа вечерня день святаго церкви архипастырское животворя́щаго тропарь при́сно отче древлеправославное поклон священномучеников октября павел
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ III - 12. Всенощное бдѣніе и другія службы седмичныя.
12. Всенощное бдѣніе и другія службы седмичныя.
Главныхъ церковныхъ службъ три: вечерня, заутреня и литургія. Наканунѣ праздниковъ и частію воскресныхъ дней совершается всенощное бдѣніе, въ которомъ соединяются вечерня, заутреня и первый часъ. Передъ началомъ всенощнаго бдѣнія полагается малая вечерня и малая павечерница по уставу.
Памятуя наставленіе св. пророка Давыда:
(Пс. 46, 6 и 7 ст.),
истинные христіане должны участвовать въ Богослуженіи, не только присутствуя во св. храмѣ тѣломъ и ограничиваясь знаніемъ порядка богослуженія, но и умомъ своимъ созерцать и понимать таинственный смыслъ церковныхъ пѣснопѣній и всѣхъ тѣхъ дѣйствій священныхъ, которыми сопровождается каждое богослуженіе. На это-то послѣднее, т. е. пониманіе внутренняго смысла всего совершаемаго при богослуженіи и должно быть обращено особое вниманіе молящихся, чтобы они разумѣли дѣла Божіи и со страхомъ взирали на мудрость Божію, явленную въ сотвореніи міра и человѣка и искупленіи сего послѣдняго отъ грѣха, проклятія и смерти чрезъ воплощеніе Единороднаго Сына Божія.
Въ вечернемъ Богослуженіи св. Церковь прославляетъ Бога, какъ Творца и Промыслителя за Его заботы о твореніи и человѣкѣ въ особенности. Напоминая Намъ о грѣхопаденіи первыхъ людей, она побуждаетъ и насъ сознавать свою грѣховность и молиться о прощеніи согрѣшеній нашихъ. Вечернее время должно напоминать намъ о концѣ нашей жизни, ибо утро, какъ бы знаменуетъ наше младенчество, а вечеръ—приближеніе смерти.
Всѣ вообще церковныя службы по древлеотеческому обычаю и уставу начинаются общимъ приходнымъ началомъ и оканчиваются общимъ исходнымъ началомъ. И предъ всенощнымъ бдѣніемъ также полагаютъ общій семипоклонный началъ. Затѣмъ священникъ, облачившись по обычаю въ священныя одежды, отверзаетъ царскія двери и совершаетъ кажденіе алтаря по уставу.
Когда до начала пѣнія, мы видимъ кажденіе священникомъ алтаря, то должны въ мысляхъ своихъ представлять повѣствованiе бытописателя Моисея, какъ прежде сотворенія міра "Духъ Божій носился надъ бездною", неустроеннаго еще вещества, созданнаго Богомъ.
Открытыя царскія двери напоминаютъ намъ о невинномъ состояніи нашихъ прародителей въ раю, а затѣмъ закрытіе дверей указуетъ на грѣхопаденіе ихъ.
При выходѣ изъ алтаря, іерей или діаконъ возглашаетъ: "востаните, Господи благослови". Словомъ: "востаните" приглашаются вѣрующіе встать со своихъ мѣстъ и воспрянуть душею, т.-е. все вниманіе свое обратить на молитву и на все то, что совершается предъ ихъ глазами въ храмѣ при богослуженіи; а словами: "Господи благослови" испрашивается Божіе благословеніе предъ началомъ богослужебныхъ молитвъ и дѣйствій. Затѣмъ поется, или читается псаломъ 103: "Благослови, душе моя, Господа", въ которомъ пророкъ Давыдъ изображаетъ мірозданіе, какъ оно изложено въ первой книгѣ Моисеевой: "Бытіе" и прославляется Творецъ, все премудро сотворившій.
Во время пѣнія или чтенія этого псалма, когда произносятся слова: "всяческая исполнятся благости"— священникъ выходитъ изъ алтаря предъ закрытыя царскія двери и тихо читаетъ молитвы, называемыя свѣтильничными потому, что въ нихъ прославляется Господь, живущій во свѣтѣ неприступномъ и испрашивается молящимся просвѣщеніе ихъ душъ. Это стояніе священника предъ царскими дверями должно напоминать намъ то время, когда Адаму, послѣ его паденія, да прежде изгнанія изъ рая, Господь далъ обѣщаніе послать Ходатая и Искупителя людей—Христа ("сѣмя жены сокрушитъ главу змія", Бытіе, гл. 3-я) и священникъ представляетъ своимъ молитвеннымъ стояніемъ Обѣщаннаго Ходатая, приносящаго свои молитвы о всѣхъ людяхъ.
Великую эктенію (съ греческаго значитъ протяжное, усердное моленіе) священникъ произноситъ предъ затворенными дверьми въ воспоминаніе того бѣдственнаго и плачевнаго состоянія первыхъ людей, въ какомъ они оказались по изгнаніи изъ рая, когда имъ оставалось только каяться въ содѣянномъ и просить помилованія у Бога. Это-то душевное состояніе прародителей нашихъ, а вмѣстѣ съ ними и наше и изображается въ ектеніи великой и прошеніе о томъ, чтобы намъ получить примиреніе съ Богомъ, съ ближними и съ самимъ собою.
Чтеніе каѳизмы на вечерни должно направлять мысли наши на тѣ чувствованія, какія испытывалъ падшій человѣкъ и вмѣстѣ съ тѣмъ его надежду на имѣющаго явиться Спасителя міра, Который страданіями своими искупитъ человѣчество; а припѣвъ: "аллилуія"—присовокупляется, какъ приглашеніе молящихся приносить хвалу Тому, о Которомъ пророчествовалъ пророкъ Давыдъ въ своихъ псалмахъ, т.-е. Спасителю.
Въ господскіе праздники, если они приходятся не въ воскресный день, чтеніе каѳизмы не полагается на вечерни потому, что тогда во всѣхъ пѣснопѣніяхъ въ преизбыткѣ прославляется Самъ Ісусъ Христосъ. Въ субботній же вечеръ читается вся каѳизма потому, что въ это время начинается чтеніе псалтыри, которая, по уставу церковному, прочитывается каждую седьмицу одинъ разъ, а въ великій постъ—дважды.
Вспомнимъ изъ предложенныхъ въ началѣ вечерни пѣснопѣній, молитвъ и дѣйствій священныхъ о грѣхопаденіи первыхъ людей и объ Обѣщанномъ міру Спасителѣ, молящіеся и сами сознаютъ свою грѣховность и начинаютъ взывать къ Господу о покаяніи своемъ и высказываютъ надежду, что Господь не замедлитъ подать имъ свою помощь (140 псал.). Эти мысли и заключаются въ трехъ псалмахъ (140, 141 и 129), которые поются съ прибавленіемъ стихиръ, заключающихъ въ себѣ воспоминанія о тѣхъ или иныхъ благодѣяніяхъ Божіихъ, или о праведной жизни святыхъ угодниковъ, а это указываетъ на многую милость Божію и многое избавленіе отъ Него. ("Господи воззвахъ", "Гласомъ моимъ", "Изъ глубины воззвахъ").
Кажденіе храма во время пѣнія сихъ псалмовъ выражаетъ нашу увѣренность въ томъ, что чрезъ Ходатая-Христа теперь наша молитва, какъ кадильный дымъ, парящій вверхъ, достигнетъ престола Божія и Господь пошлетъ на насъ Свою божественную благодать.
Во время пѣнія догматика, въ которомъ исповѣдается воплощеніе Сына Божія отъ Пресвятыя Дѣвы Маріи, бываетъ выходъ священника сѣверными дверьми въ царскія, каковой означаетъ смиренное пришествіе Сына Божія на землю. Предношеніе свѣтильника—знаменуетъ пророческія предсказанія о воплощеніи Христа и особенно Его Предотечу Іоанна Крестителя. Пріостановка священника предъ царскими вратами означаетъ временное явленіе во плоти Сына Божія, а тихое чтеніе молитвы священникомъ, сопровождаемое наклоненіемъ главы, напоминаетъ уничиженіе Христа во время Его страданій и Его крестную смерть, чрезъ которую Онъ примирилъ падшаго человѣка съ Правдою Божіею. Поднятіе главы и шествіе іерея въ царскія двери — означаютъ воскресеніе Христа изъ мертвыхъ. Возгласъ: "премудрость, прости" ("премудрость" значитъ знаменательная таинственность, а "прости" — стоять прямо) приглашаетъ молящихcя съ особымъ вниманіемъ слушать вечернюю пѣcнь въ честь пришедшаго на землю Христа. Эта пѣснь: "Свѣте тихій" въ переводѣ означаетъ слѣдующее: "Ісусе Христе, Ты тихій свѣтъ святой славы безсмертнаго, Отца небеснаго, святаго, блаженнаго! Мы, доживши до заката солнца и увидя вечерній свѣтъ, воспѣваемъ Бога, Отца, Сына и Святаго Духа. Сыне Божій, дающій жизнь! Ты во всѣ времена достоинъ быть воспѣваемымъ голосами преподобныхъ: поэтому-то міръ Тебя прославляетъ".
Возгласы священника: "вонмемъ, миръ всѣмъ, премудрость, вонмемъ, прокименъ, псаломъ Давыдовъ"— выражаютъ ту мысль, что Христосъ примирилъ человѣка съ Богомъ и потому священникъ тако же мира желаетъ и молящимся, которые съ своей стороны взаимно желаютъ и священнику, отвѣчая: "и духови твоему", а затѣмъ священникъ приглашаетъ внимательно выслушать прокименъ, т.-е. краткій стихъ изъ псалмовъ, предваряющій обыкновенно чтеніе св. Писанія (апостола, евангелія или пареміи), или кратко указывающій на значеніе этого дня, или пѣснопѣній. Паремія — это притча, или поговорка, отъ греч. слова: "пара"—при и "имосъ" путь (при пути) т.-е. напутственное, или практическое изреченіе для тѣхъ, кто совершаетъ жизненный путь.
Послѣ прокимена (въ праздники, послѣ пареміи) произносится сугубая ектенія, получившая это названіе отъ того, что въ ней прочитывается тайно іереемъ молитва прилежнаго моленія и клиръ поетъ "Господи помилуй" трижды и двѣнадцать разъ, чѣмъ моленіе усугубляется. Затѣмъ читается умилительная молитва о томъ, чтобы Господь сподобилъ насъ въ этотъ вечеръ сохраниться отъ грѣха и та же мысль яснѣе раскрывается далѣе въ просительной эктеніи: "исполнимъ, т. е. дополнимъ вечернюю молитву нашу, Господи". Въ этой эктеніи мы просимъ у Господа духовныхѣ благъ въ теченіи нашей земной жизни, при ея кончинѣ, и, наконецъ, въ жизни будущей.
Въ воскресные и праздничные дни бываетъ послѣ этого выходъ на литію въ притворъ, чтобы въ общей молитвѣ приняли участіе и тѣ, коимъ, по древнему обычаю церкви, воспрещалось входить въ самый храмъ. Это были такъ называемые оглашенные, т. е. тѣ взрослые іудеи и язычники, которые готовились къ принятію крещенія, затѣмъ, отлученные на время за какіе-нибудь тяжкіе грѣхи, т. е. несущіе епитемію, и проч. Таинственный смыслъ этого исхожденія тотъ, что оно напоминаетъ вѣрующимъ сошествіе Сына Божія съ неба на землю къ людямъ грѣшнымъ и сошествіе Его во адъ, послѣ своей смерти и освобожденіе тамъ заключенныхъ праведниковъ ветхозавѣтныхъ. Литія слово греческое: "литаніэ", или "литэ",—означаетъ всякое усиленное общественное моленіе и особенно по случаю бѣдствій народныхъ, во время которыхъ совершались и крестные ходы въ древности.
Въ стихирахъ стиховныхъ, или "на стиховнѣ" воспѣваются оправданные и прославленные свв. угодники, или спасительныя для людей событія. Это подкрѣпляетъ въ душахъ христіанскихъ желаніе искать и обрѣсти то блаженное состояніе, которое уготовлено Господомъ для праведниковъ.
Стихиры эти называются "стиховными" потому, что къ нимъ присоединяются стихи изъ псалмовъ, тогда какъ на литіи поются одни стихиры безъ стиховъ.
При окончаніи вечерни положена молитва св. Симеона Богопріимца: "Нынѣ отпущаеши" для того, чтобы мы, отходя ко сну, который естъ подобіе смерти, переносились бы мыслію къ самой смерти. Подобно тому, какъ св. Симеонъ, увидѣвъ спасеніе Израиля, т. е. Спасителя рожденнаго, просилъ Господа разрѣшить его душу отъ бреннаго тѣла, мы просимъ Бога разрѣшить нашу душу отъ грѣховъ и вражіихъ искушеній. Въ молитвѣ, читаемой при благословеніи хлѣбовъ, воспоминается чудо насыщенія Христомъ пяти тысячъ человѣкъ—пятью хлѣбами и мы просимъ, чтобы и для насъ Господь умножилъ пшеницу, вино и масло, т. е. то, что необходимо для подкрѣпленія нашихъ тѣлесныхъ силъ.
Отпустъ—это священническое благословеніе молящихся и благопожеланія имъ предъ окончаніемъ каждаго богослуженія.
Заутреня въ седмичные дни начинается, согласно заповѣди св. ап. Павла: "прежде всѣхъ творити моленія, прошенія, благодаренія за вся человѣки, за Царя, и за всѣхъ, иже во власти суть" (1 Тим. 2 гл. 1—2)—моленіемъ о Царѣ (пс. 19 и 20), которое составляетъ какъ бы особую службу. Посему-то, когда бываетъ всенощное бдѣніе и съ вечерней соединяется заутреня,—эта часть богослуженія опускается, такъ какъ при такомъ соединеніи вечерни съ заутреней—это моленіе о Дарѣ не было бы уже первымъ.
Послѣ преподанія священникомъ благословенія, по прочтеніи 33 псалма до "не лишатся всякаго блага", положено чтеніе "ексапсалмовъ", или шестопсалмія ("екса"—по-гречески значитъ шесть). Чтеніе ексапсалмовъ (3, 37, 62, 87, 102 и 142) предваряется стихомъ, славословящимъ рожденіе Спасителя нашего, ангельскою пѣснію: "Слава въ вышнихъ Богу" и молитвою,—чтобы Господь отверзъ уста наши для хвалы Господа. Въ псалмахъ изображается грѣховное состояніе людей и грозящихъ имъ опасностей отъ многихъ враговъ и вмѣстѣ съ тѣмъ надежды на милосердіе Божіе. Съ окончаніемъ вечерни воспоминается конецъ ветхаго завѣта, а съ началомъ заутрени—начало новаго завѣта, возвѣщеннаго ангельскою пѣснію. Посему чтецъ, среди храма стоящій,— изображаетъ ангела и поэтому церковный обычай и хранится въ нашей св. Церкви—поручать чтеніе ексапсалмовъ почетнымъ лицамъ, или инокамъ. Покаянные псалмы избраны здѣсь для того, чтобы мы помнили, что Господь нашъ Ісусъ Христосъ сперва проповѣдывалъ евангеліе покаянія, а потомъ уже искупилъ насъ своею смертію. По уставу церковному въ это время свѣтильники въ храмѣ сокращаются, дабы тѣлесныя очи наши меньше видѣли предметовъ земныхъ, а болѣе внимательно напрягали умныя очи души и слушали бы со страхомъ покаянные псалмы и въ темнотѣ вещественной могли бы приносить Богу воздыханія, сердечныя и сокрушенныя слезы. Вотъ почему святоотеческій уставъ запрещаетъ въ это время входъ и выходъ изъ храма, даже плюнуть, или вообще произвести какой-либо шорохъ, такъ какъ все это можетъ помѣшать молитвенному настроенію вѣрующихъ и смутить покаянное ихъ настроеніе. Поэтому и при чтеніи "аллилуія" послѣ трехъ псалмовъ въ это время отмѣняются обычные поклоны.
Среди чтенія эксапсалмовъ, священникъ читаетъ предъ царскими дверями молитвы, изображая собою Ходатая за молящихся и вѣрующихъ, какъ и на вечерни.
Послѣ великой ектеніи поютъ: "Богъ Господь", при этомъ молящіеся должны воспоминать о явленіи Христа съ евангельскою проповѣдью, что и выражается увеличеніемъ освѣщенія въ храмѣ; кромѣ сего это пѣніе, повторяемое нѣсколько разъ, наводитъ насъ на мысль и о второмъ пришествіи Христа, которое будетъ со славою и для суда и воздаянія каждому по дѣламъ его.
Чтеніе каѳизмъ, содержащихъ множество пророчествъ о Спасителѣ, исполнившихся во время Его земной жизни, побуждаетъ вѣрующихъ усерднѣе возносить свои молитвы и благодаренія за все великое дѣло Сына Божія, искупившаго міръ Своею Честною Кровію. Хотя слово каѳизма, по-гречески значитъ сидѣніе, но по толкованію патріарха Вальсамона на 17 пр. Лаодикійскаго собора, сидѣть не дозволяется во время чтенія каѳизмъ, а только во время поучительныхъ чтеній, какія полагаются между каѳизмами (толковое евангеліе и проч.). Пѣніе поліелеоса (когда это по уставу полагается) знаменуетъ собою славное воскресеніе Господа и побѣду Его на враговъ, поэтому храмъ освѣщается какъ можно свѣтлѣе (поліелеосъ значитъ многомасліе, или многомилостиво, по другому переводу съ греческаго, ибо слово "елеосъ" означаетъ и масло и милость, смотря по тому, какія буквы стоятъ въ греческомъ словѣ). При пѣніи поліелеоса (двухъ псалмовъ 134 и 135) и "Хвалите имя Господне" и "Исповѣдайтеся Господеви", припѣваютъ по дважды "аллилуія", ибо здѣсь прославляется Господь, какъ Богочеловѣкъ, имѣющій два естества во Единомъ лицѣ и означаетъ два пришествія Его на землю. Въ торжественные (двунадесятые) праздники положено стоять молящимся со свѣщами въ рукахъ, въ знакъ побѣды Христа надъ адомъ (тьмою) и смертью. Въ воскресный день, когда воспоминается воскресеніе Христа изъ мертвыхъ, послѣ семнадцатой каѳизмы, поются воскресные тропари: "ангельскій соборъ удивися", въ которыхъ воспоминаются события, сопровождающія славное воскресеніе Христово: явленіе ангеловъ мѵроносицамъ и проч. Кажденіе въ это время, или при пѣніи поліелеоса, напоминаетъ вѣрующимъ благоуханіе мѵра, которое принесли жены мѵроносицы для возліянія на пречистое Тѣло Господа, но вмѣсто сего получили благоуханную и радостную вѣсть о воскресеніи Христовомъ.
Антифоны—значитъ поперемѣнное пѣніе двумя клирами стиховъ, заимствованныхъ изъ псалмовъ Давыдовыхъ. Затѣмъ бываетъ чтеніе св. Евангелія и въ воскресный день выносъ его для цѣлованія на средину храма въ знакъ воскресенія Христова и поется стихира "Воскресеніе Христово видѣвше". Чтеніемъ 50-го покаяннаго псалма оканчивается нервая часть заутрени, гдѣ мы исповѣдали свои грѣхи и испрашивали милостей Божіихъ.
Вторая часть заутрени, начинающаяся канономъ, посвящена прославленію событія, или святаго, коему посвященъ праздникъ. Канонъ — слово греческое — значитъ правило; а въ этомъ случаѣ означаетъ соединеніе нѣсколькихъ пѣснопѣній, составленныхъ по извѣстному правилу, или порядку. Всѣхъ пѣсней въ канонѣ девять и каждая начинается ирмосомъ, т.-е. образцомъ для остальныхъ стиховъ, или тропарей. На греческомъ языкѣ каноны имѣли стихотворную форму и составлялись такъ, что изъ начальныхъ буквъ каждаго стиха, или тропаря составлялось какое-либо предложеніе, выражавшее извѣстную мысль (вродѣ нашего акростиха). Эта мысль и называется "краеграніе".
Содержаніе ирмоса первой пѣсни заимствовано изъ пѣсни Моисея, воспѣтой имъ послѣ перехода черезъ Чермное море; второй — Моисеево обличеніе непокорныхъ евреевъ, и какъ обличительная пѣснь, полагается только во время Великаго поста, а въ остальное время — опускается; третьей пѣсни — заимствовано изъ благодарственной пѣсни матери пророка Самуила — Анны, которая была прообразомъ неплодной церкви изъ язычниковъ составляемой; четвертой — изъ пѣсни пророка Аввакума, со страхомъ провидѣвшаго пришествіе Господа на землю; пятой—изъ молитвы пророка Исаіи о просвѣщеніи вѣрующихъ; шестой — изъ пѣсни пророка Іоны, взывавшаго къ Богу изъ чрева китова; седмой и осьмой — изъ пѣсни трехъ отроковъ, брошенныхъ въ вавилонскую пещь, и девятой — изъ пророческой пѣсни Захаріи о сынѣ своемъ Іоаннѣ Предотечѣ, при чемъ прославляется Божія Матерь. Передъ пѣніемъ девятой пѣсни, священникъ приглашаетъ молящихся возвеличить Богородицу въ пѣсняхъ, и ликъ поетъ пѣснь Самой Богородицы: "Величитъ душа моя Господа"[6]. Сѣдаленъ, чтеніе котораго положено послѣ третьей пѣсни, показываетъ своимъ названіемъ, что въ это время читались какія-либо поученія, во время которыхъ можно было сидѣть; а кондакъ — послѣ шестой пѣсни — значитъ краткая пѣснь, въ которой заключается вкратцѣ содержаніе праздника, или похвала святому; икосъ—то же содержаніе, только болѣе пространное; поэтому икосъ безъ кондака одинъ не читается; ипакой (вниманіе, послушаніе), означаетъ, что должно выслушать это чтеніе съ особымъ вниманіемъ, такъ какъ содержаніемъ ипакои служитъ истина Воскресенія Христова, благовѣстіе мѵроносицамъ, апостоламъ и всему міру. Свѣтильны воскресные повѣствуютъ о посланіи апостоловъ ко всѣмъ языкамъ (народамъ) для ихъ просвѣщенія. Этимъ оканчивается вторая часть заутрени и начинается послѣдняя — прославленіемъ Самаго Господа, призывая всю тварь къ Его славословію, что и выражено въ псалмахъ 148,149 и 150, а также и въ славословіи великомъ. Послѣ ектеніи и отпуста затворяются царскія двери и запона. Потомъ присоединяется первый часъ, потому что въ древности всенощное бдѣніе продолжалось всю ночь, и съ восходомъ солнца наступалъ первый часъ дня. По окончаніи перваго часа іерей творитъ малый отпустъ и прощеніе по обычаю и клирицы поютъ три раза Господи помилуй. Затѣмъ начало исходное (семь поклоновъ) и съ тихостію и со вниманіемъ исходятъ всѣ христіане въ дома свои.
Въ службѣ вечерни вспоминаются: сотвореніе міра, грѣхопаденіе и раскаяніе людей, надежда ихъ на Искупителя отъ грѣха, проклятія и смерти, и радость, съ которою они встрѣтили явленіе Спасителя міра.
Богослуженіе заутрени посвящено прославленію Господа, давшаго намъ не только дневной свѣтъ, но и духовный—Ісуса Христа. Въ этомъ Богослуженіи вспоминается то время, когда Христосъ явился на землѣ и жилъ въ уничиженіи, проповѣдуя покаяніе и приближеніе Царства Небеснаго.
Первый часъ совершается въ память приведенія Христа на судъ Пилата.
Павечерница (малая) —это краткое Богослуженіе передъ отходомъ ко сну. Сонъ есть образъ смерти, поэтому молитвословія этого богослуженія проникнуты мыслью о смерти и о томъ, что Христосъ послѣ своей смерти сошелъ во адъ и вывелъ оттуда души людей, умерщихъ съ надеждою на пришествіе въ міръ Обѣтованнаго Искупителя. Павечерница бываетъ великая, средняя и малая. Великая Павечерница полагается въ дни Великаго поста и наканунѣ праздниковъ Рожества Христова, Богоявленія и Благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Она раздѣляется на три части: въ первой мы благодаримъ Бога за прошедшій день и высказываемъ надежду, что Онъ дастъ намъ спокойный сонъ въ наступающую нощь, а послѣ нашей смерти упокоитъ наши души вмѣстѣ съ праведными. Во второй высказываемъ свое покаяніе предъ Богомъ, а въ третьей — славословимъ Бога и святыхъ Его угодниковъ.
Средняя павечерница полагается въ дни постовъ; она нѣсколько сокращеннѣе великой; а малая павечерница — это сокращеніе великой: эти службы изложены въ часословѣ (часовникѣ), какъ и весь суточный кругъ Богослуженія.
АпостолПолунощница, какъ показываетъ самое названіе, есть Богослуженіе, совершаемое въ полночь, въ память полунощной молитвы Ісуса Христа въ саду Геосиманскомъ и въ воспоминаніе того, что мы должны быть всегда готовыми къ отвѣту на Страшномъ Судѣ Христовомъ;
сказалъ Христосъ, Который пріидетъ неожиданно, подобно жениху въ полунощи, какъ повѣствуется въ евангельской притчѣ "о десяти дѣвахъ".
Полунощница бываетъ повседневная, субботняя и воскресная. Служба эта изложена также въ часословѣ. Служба третьяго часа посвящена воспоминанію Сошествія Святаго Духа на апостоловъ въ день Пятидесятный, и что въ третій часъ Христосъ былъ осужденъ на смерть. Въ службѣ шестого часа воспоминается предательство Христа Іудою, шествіе Его на Голгоѳу, распятіе Его, поруганіе надъ Распятымъ и тьма по всей землѣ; а служба девятаго часа посвящена воспоминанію предсмертныхъ страданій Христа, Его смерти и плодовъ искупленія.
- ↑ Необходимо знать, что эта пѣснь Богородицы не поется: на великіе праздники господскіе и богородичные и на ихъ отданія, 26 декабря, 1 и 7 января. Но если эти праздники случатся въ воскресные дни и воскресная служба не оставляется, то поется пѣснь Богородицы. Во время 50-цы эта пѣснь, за исключеніемъ 7-2 недѣли свв. отецъ, не поется и въ воскресные дни. Въ седмичные дни не поется эта пѣснь отъ субботы Лазаревой до понедѣльника Ѳомина, а также: на преполовеніе и его отданіе, на отданіе Пасхи и въ день Св. Духа.