Деятельность Ф.Е. Мельникова

Алексей Николаевич Белков

Деятельность Ф.Е. Мельникова по духовно-нравственному
просвещению молодежи в 1920-30-е гг.

Духовно-нравственное воспитание всегда являлось одним из главнейших направлений Православия. Особенно ярко оно проявлялось в кризисные этапы развития общества: во времена гонений, общего духовно-нравственного упадка, морального разложения. Молодежь, как наиболее активная часть общества, всегда в первую очередь была подвержена тем или иным опасным тенденциям, происходящим в социуме. Поэтому в деле духовно-нравственного просвещения Православие в первую очередь всегда старалось бороться за молодые сердца. Широко известны своей духовно-просветительской деятельностью такие православные подвижники, как Сергий Радонежский, Митрополит Алексий, Иосиф Волоцкий и многие другие. Гораздо менее известны достижения православного духовно-нравственного воспитания и просвещения в советское время, когда государственной религией стал атеизм, когда безбожие просто навязывалось молодежи, а вековые святыни были попраны. Но даже в этих тяжелых условиях русская православная мысль нашла в себе силы, чтобы вопреки всему нести свет правды в юные сердца своих соотечественников. Одним из тех, кто во времена суровых испытаний не испугался своей Веры, не отрекся от Христа, а наоборот выступил на борьбу с безбожием, понес свет правды в массы и в первую очередь молодому поколению, был Фёдор Евфимьевич Мельников – выдающийся полемист, богослов, просветитель, издатель и просто честный христианин.

Ф.Е. Мельников родился в 1874 в городе Новозыбков, ныне Брянской области в семье старообрядческого священника Евфимия Мельникова, участвовавшего в присоединении «беглопоповских» общин к старообрядческой церкви белокриницкой иерархии. Старший брат – Василий Евфимьевич – был известным старообрядческим начётником.

Начальное образование Ф. Мельников получил в семье, ещё в юности начав изучение святоотеческой и богословской литературы. Затем он учился у священноинока Арсения (Швецова), который впоследствии стал старообрядческим епископом Уральским (причислен к лику святых в 2008 году освящённым собором РПСЦ). Ещё в молодые годы стал начётчиком, участвовал в диспутах с миссионерами, проходившими сначала в Новозыбкове и соседних приходах, а затем и на Кавказе, в Бессарабии, на Алтае, в Москве. Вместе с ним в диспутах участвовали его брат Василий и Иван Усов, будущий митрополит Иннокентий. Таким образом, же в 16 лет Мельников, выступая в религиозных диспутах с миссионерами господствующей церкви, получил бесценный опыт полемиста. Известен он также своей полемикой с беспоповцами. До революции 1917 г. Мельников являлся секретарем епископа Виталия (Бажанова) Петроградского, а, переехав в Москву, был секретарем старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси, членом Союза старообрядческих начётчиков, председателем начётнической комиссии при московском Братстве Честнаго и Животворящего Креста, секретарём совета общины Рогожского кладбища. Талант Ф. Мельникова проявился и в издательской деятельности. Он был издателем московской «Народной газеты» и редактором приложения «Голос старообрядца», созданного после прекращения гонений на старообрядцев в 1905 г. Кроме того, Мельников также сотрудничал с различными старообрядческими периодическими изданиями: «Слово правды», «Церковь», «Старообрядец» и др.

В первые послереволюционные годы Ф.Е. Мельников открыто выступал против революционной атеистической пропаганды, обличал безбожие и марксизм, выступал на диспутах против Л.Д. Троцкого, А.В. Луначарского, Н.И. Бухарина. Из его сочинений того времени известны работы: «Современное безбожие, опровергаемое им самим. Марксизм и атеизм» (Кишинев, 1935) и «О безбожнических и христианских догматах, таинствах и обрядах» (двухдневный публичный диспут с большевистскими пропагандистами-безбожниками; Кишинев, 1937). В конце 1918 г. ему запретили публичные выступления, закрыли журнал «Слово церкви» и отстранили от должности директора старообрядческого института. После этого, опасаясь репрессий, он был вынужден уехать в Барнаул. Но и там Мельников продолжил свою просветительскую деятельность, став инициатором издания журнала «Сибирский старообрядец», целью которого являлось «укрепление христианства и возрождение великой, единой и независимой России». Одновременно он читал лекции на темы «Вера и наука», «Христианство и социализм», «Человек и религия» в Томске, Омске, Новониколаевске, Барнауле и Бийске. После падения власти Верховного правителя адмирала А.В. Колчака Мельников скрывался в таёжных скитах и на отдалённых заимках Алтая, но при этом продолжал писательскую деятельность. В 1920 г. Мельников был обвинен по делу «О контрреволюции и сокрытии церковных ценностей» за публичные выступления в защиту православной веры от поругания и заочно приговорен к расстрелу. Но это не мешает ему в 1921 г. печатать антибольшевистские листовки в Ново-Архангельском скиту. Как он сам описывает события тех дней: «Меня не могли разыскать… в непроходимой сибирской тайге… три раза приезжали большевистские отряды для розысков меня, и каждый раз уезжали ни с чем» [3; 239]. В этот период Ф. Мельников пишет книгу «Откуда произошла вера в Бога» – труд в жанре христианской апологетики, в котором в литературной форме опровергал доводы атеистов. Позднее эта книга неоднократно переиздавалась (впервые была издана в Румынии после эмиграции автора), в том числе под названием «Яко с нами Бог». В этом труде, на наш взгляд, наиболее ярко и доступно Федор Евфимьевич посредством своего художественного персонажа Демьяна Лукича, которого сам называет «деревенский апологет», обличает безбожие, показывает его несостоятельность и абсурдность. Сюжетная линия повествования довольно проста: в деревню Покровскую под Рождество приезжает агитатор Матюнин с докладом на тему «Откуда произошла вера в Бога». Самого агитатора автор характеризует так: «несмотря на свои молодые годы, он уже успел завоевать себе среди товарищей славу опытного докладчика и ловкого оратора» [4; 13]. Его лекция на заданную тему тоже не блистает оригинальностью «доклад был обычного содержания. Матюнин доказывал, что первобытные люди создали религию под влиянием страха» [4; 13]. Таким образом автор рисует вполне обычную картину того страшного времени. Страшным оно было не потому, что так вольготно чествовали себя агитаторы безбожия, а потому, что и многие простые жители теряли Веру. Так в перерыве к Демьяну Лукичу подходят близкие ему люди и начинают уговаривать уйти, сам главный герой думает по этому поводу: «Какой народ нынче маловерный! Вот даже близкие люди готовы бежать, боятся насмешек. Да пускай себе смеются. Древние христиане не боялись даже мучений» [4; 15]. После перерыва по призыву народа «деревенский апологет» выходит на кафедру и начинает задавать свои простенькие вопросы. Сначала безбожная молодежь даже подсмеивалась над вопросами Лукича, но достаточно быстро эти вопросы загнали Матюнина в тупик и чем больше он пытался увиливать – тем сильнее путался и попадал в еще более затруднительное положение. В итоге приходят к тому, что докладчик признает существование Бога.

Доводы Ф.Е. Мельникова в опровержении безбожия построены на логичности всего мироустройства, которое естественно не могло возникнуть случайно, его литературные герои опираются на выводы авторитетнейших ученых, философов и просто на здравый смысл, показывая несостоятельность безбожия и очевидность Творца. Особо отметим, что Ф.Е. Мельников, ориентируясь на простую сельскую молодежь, использует народный язык, простые и понятные логические построения, а также находится в постоянном диалоге с аудиторией.

В 1925 г. Федору Евфимьевичу удается перебраться на Кавказ, где он скрывается в казачьих станицах, до 1930 г. и работает пчеловодом, пытаясь продолжать литературное творчество. Он пишет по ночам, пока сосед-пчеловод не попросил его прекратить этим заниматься: «Опасное дело вы делаете, чоканье вашей пишущей машинки в ночной тишине очень далеко слышно и может заинтересовать проезжих, а проезжие могут быть красные. Тогда и вам достанется, да и нас не помилуют» [3; 241].

Затем с помощью старообрядцев Ф. Е. Мельников смог перейти границу. Этот переход был осуществлен поистине героически, ночью он переплыл реку Днестр, привезя туда свои рукописи. Поселился в Румынии, где, являясь секретарём Белокриницкой митрополии, жил в старообрядческом Мануиловском монастыре близ села Мануиловки Сучавского уезда. В Румынии он продолжал заниматься литературным творчеством. Наиболее известный его труд этого времени — «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви», в котором он очень широко использовал достижения старообрядческого направления отечественной историографии дореволюционного периода, а также труды авторов официально-церковного направления, работы советских историков, издания русской эмиграции и иностранных авторов. При этом исследование снабжено пространными авторскими комментариями. Также ценности этой книге добавляет и то, что ее автор был непосредственным участником многих из описываемых событий. Опираясь на широкий круг исторических источников и литературы по теме, Ф.Е. Мельников рассмотрел многие вопросы истории староверия. Им достаточно подробно рассмотрен характер реформаторской деятельности патриарха Никона, процесс раскола церкви и общества, гонения на староверов, вопросы староверческой миграции и эмиграции, политика правительства и официальной церкви по отношению к последователям движения» [2; 20].

Во второй половине 1930-х годов составил Статут, в котором излагались организационные основы старообрядческой церкви — этот документ был утверждён правительством лишь в 1947. Одновременно он много писал, продолжал печатать свои работы (в том числе с критикой атеизма), выступал с публичными лекциями и беседами. В 1941-1942 Мельников, к тому времени один из наиболее плодовитых писателей-старообрядцев и автор десятков книг и брошюр, находился на оккупированных Румынией в ходе Второй мировой войны территориях юго-запада СССР в составе Румынской православной миссии в Транснистрии, или Заднестровье, так называлась зона румынской оккупации. Она была образована в соответствии с немецко-румынским договором, подписанным в Бендерах 30.08.1941 г. Согласно ему территория между Южным Бугом и Днестром, а это территории Винницкой, Одесской и Николаевской областей на Украине и левобережная часть Молдавии, входила в состав Румынского королевства. Действовавшие при Румынской армии священники, видя разрушенное состояние структур православной церкви, выдвинули инициативу создания специальной миссии для гражданского населения. Синод Румынской православной церкви создал такую структуру [1; 204]. Действуя в рамках этого образования, Фёдор Евфимьевич продолжал свою просветительскую деятельность и активную борьбу с атеизмом.

После окончания войны Мельников вернулся в монастырь, где в последние годы жизни находился под открытым наблюдением румынских коммунистических властей и спецслужб. Преставился 26 мая 1960, близ села Мануиловки Сучавского уезда Румынии.

После себя помимо полемических и просветительских работ Федор Ефвимьевич оставил богатое литературное наследие, в том числе исторические сочинения «О старообрядческом священстве до митрополита Амвросия», «Исследование о крещении и святительском достоинстве митрополита Амвросия. Конец сомнениям в законности старообрядческой иерархии. О белокриницком священстве до м. Амвросия», «История Русской Церкви со времен царствования Алексея Михайловича до разгрома Соловецкого монастыря», апологетические «В защиту старообрядческой иерархии. Блуждающее богословие. Об именословном перстосложении», «Что такое старообрядчество», «Нужна ли Вера в Бога», «Ответ на вопрос безбожников: Откуда взялся Бог?» и другие. Прошло уже более пятидесяти лет с того момента, как преставился Федор Евфимьевич, но и по сей день его творчество популярно в среде не только верующих людей, его простой и доступный стиль укрепляет в Вере сотни молодых сердец, его духовно-нравственное просвещение особенно актуально в наш век вседозволенности и легализации греха.


Литература:

  1. В.Е. Колупаев, Православная книга русского зарубежья первой половины XX века: из истории типографского братства Иова Почаевского, Волынь – Карпаты, 1903 – 1944. – М.: Пашков дом, 2010. – 280 с.
  2. А.В. Костров, старообрядческое направление отечественной историографии начала XX в. и Ф.Е. Мельников // Старообрядчество: история, культура, современность (мтериалы). Том II. – М., 2005. – 416 с.
  3. Ф.Е. Мельников, Спутник религиозника – христианина // Яко с нами Бог. – Барнаул: Издательство фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2008. – 406 с.
  4. Ф.Е. Мельников, Яко с нами Бог. // Яко с нами Бог. – Барнаул: Издательство фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2008. – 406 с.