О чем писали старообрядцы в журнале «Старообрядческая мысль» 100 лет назад (1912 год)

Анна Ивановна Глушкова

О чем писали старообрядцы в журнале «Старообрядческая мысль»
100 лет назад (1912 год)

Статьи в журналах были посвящены церковно-общественной жизни старообрядцев.

Старообрядческое просвещение росло и будет расти. Но без книг, журналов и иной информации для старообрядческих детей и семьи, оно не будет усиливать любовь к своей вере, культуре, истории, а наоборот - ослаблять.

В 1912 году почти в каждом номере журнала были статьи высокой духовности и нравственности епископа Михаила. Прежде архимандрит Михаил был профессором Петербургской Духовной Академии и присоединился он к старообрядчеству по убеждению. Это свидетельствовало, что в сторообрядческой церкви сохраняется вся чистота православия и истинное понимание заветов Христа, апостолов. В 1911 году уже старообрядческий епископ Михаил писал: «Уверен в будущей силе старообрядчества, как исповедания, которое свято храня церковную свободу, и верное основам истинно христианской Церкви, раскроет миру подлинное учение Христа». Обладающий обширными богословскими знаниями и большим литературным талантом он, вскоре после присоединения, занял в старообрядческой литературе первое место, какое ему по справедливости и принадлежало. В ту пору он принес огромную пользу старообрядческой молодежи – увеличение умственных интересов, познание истории и веры.

I
Личность Христа
(епископ Михаил 1912г)

«Центр и жизнь христианства – Христос. Не только его учение, а Христос, как живая личность, как Лицо. Это лицо исключительно во всем. Исключительна и необычайна Его речь, Его слова. «Он говорит со властью» - замечает евангелие, со властью – как власть имущий. Его слова исходят из неведомого откровения, но откровения не постороннего для Него, а составляющего вечное свойство его мысли. О самых таинственных предметах он говорит с неподражаемой простотой, доказывающей, что он родился среди тайн.

Христос является святым в своих отношениях к Богу, волю которого Он ставит на первом месте в отношениях к другим людям, которых он любит от всего сердца и за которых отдаст жизнь свою. Его слова, как и действия, открывают нам глубину, Его сердце – святилище безусловнейшей красоты».

И при всей красоте поступков, величия личности, какое глубокое смирение, снисходительность к последнему из грешников. К Нему приходили мытари, пред Ним повергались блудницы, Его умоляли разбойники. Он всех принимал, утешал, ободрял, спасал всепрощающею любовью.

Вот в этой-то теснейшей связи величия и смирения, святости и доступности для каждого и заключается высочайшее достоинство Исуса Христа. Это и влекло к Нему людей. Пред Ним можно изливать свои просьбы, скорби, можно плакать. Вместе с Ним не страшно перенести величайшую скорбь, не страшно дойти до Креста и смерти.

«Блажени милостивии, яко тии помилованы будут
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».

II
Вопросы религиозного воспитания
(епископ Михаил)

«Родители наших детей нередко жалуются на безрелигиозность детей больших и малых, на нежелание их молиться, на их малую верность преданиям церкви и даже основам веры. Несомненно все это есть. У детей, у которых только просыпается религиозное чувство – главное и серьезнейшее религиозное ощущение – это близость к Христу, Владычице, святым. Они чувствуют их как живых, родных и близких и в основе детской молитвы является просьба. Молитва для детей – значит просить и только изредка – благодарить. Дети с полной верой в возможность исполнения просят в молитве о таких вещах: чтобы Бог дал счастья всем, чтобы все были довольны и, чтобы завтра была хорошая погода для гулянья. Молятся и об игрушках, о новом удовольствии, о всех, кто близко, кончая куклой. И эта наивная молитва сопровождается чувством глубокой любящей веры, гармониею его религиозного сознания. Что утаено от премудрых и разумных – открыто младенцам (Мф. 11.25).

Много счастья доставляют младенцам праздники или дни религиозных торжеств, особенно на кануне высокоторжественных праздников Рожества Христова и Пасхи.

Они в праздник ждут Христа – ждут с радостью и страхом, должен прийти Кто-то светлый дающий радость и возраждающий к новой жизни.

Старообрядческая семья свободна от упрека в том, что обкрадывает ребенка. Она еще, слава Богу, хранит любовь к вере и эта обстановка воспитывает религиозное чувство. Нужно любовь сделать сознательной, обоснованной растущей. Переходящей в устойчивый опыт жизни. Первым учителем ребенка должна быть семья – мать. Мать всю систему откровения должна раскрыть, как чувство любви Божией. Лучшее время урока – вечер. Ребенок уже устал от беготни дня. Тишина вечера, мирный свет лампы успокаивает его и он поддается созерцательному настроению. Теперь вслушиваясь в рассказ матери он уже не будет прислушиваться к пению птиц или следить за радужными переливами солнечных лучей. В эти часы ему передают историю человека. Рассказывают о том, как создана волей Господней земля, как появился человек. Как боролись в мире добро и зло, о падении сильных, их грехах и подъеме, испытаниях и покаянии. Для матери желательно образование. Однако, чуткое любящее сердце матери сумеет рассказать, что нужно ребенку.

Старообрядчество часто склонно показывать детям Бога сурового, грозного, не похожего на того, которого они любят в своих мечтах. Иногда налагают на детей бремя религиозной повинности в большей мере, чем они могут понести. Поэтому надо чутко подходить к религиозному воспитанию детей, не впадать в ошибку. Нельзя воспитывать человека религиозного не воспитывая в нем человека нравственного.

Введите детей в идею Царствия Божия делом, покажите им возможность активной работы в добре, в условиях их детской жизни, в условиях школьной жизни, и вы укрепите веру их».

Желаю умения, терпения в воспитании подрастающего поколения.

III
О любви христианской
(№ 3, 1912г.)

«О сем разумеют вси, яко Мои ученицы
есте, Аще любовь имате между собою»
(Иоанн, XIII 35)
«И сию заповедь имамы от Него, да
любяй Бога – любит и брата своего»
(1-е посл. Иоанна, IV, 21)

Каждый человек по личному опыту, по примерам из жизни близких ему людей, наконец – из книг, журналов и т.д. знает, что такое ненависть, вражда, и противоположно им – христианская любовь. Пока люди питают взаимное доверие, любовь, привязанность друг к другу – они просты между собой, доверчивы, более, чем вежливы, и кажется самопожертвование одного для блага другого не имеет границ. Но стоит им в чем-то не сойтись, рассориться , стоит одному допустить в себе враждебное чувство к другому и во время не остановиться, не сделать попытки понять друг друга, потушить начавшийся пожар и эти люди, бывшие друзьями, становятся не узнаваемыми. Куда девается их вежливость, простота, откровенность, любовь? Все куда-то исчезло, не осталось и тени былого, точно они переродились. Попробуйте сказать одному из враждующих что-либо похвальное, хотя бы и вполне достойное, о другом и вы рискуете потерять дружбу с этим человеком. Даже малейший намек о нем заставляет другого настораживаться, нервничать, принимать оборонительное положение. А сколько порицаний, не заслуженных обид высказывается каждым из враждующих по адресу противника. Осыпают друг друга насмешками, ругательствами, стараются очернить, унизить своего врага. Но есть люди, которые буквально не умеют сами сердиться и другим подавать повод, считать их врагами. Про таких людей говорят, что на них нельзя обижаться и невозможно вызвать их на вражду. И наоборот, немало так называемых «неуживчивых» людей, которые по своему характеру готовы с кем угодно поссориться и завести более или менее продолжительную вражду.

Вообще, выражаясь словами мудрейшего из древних людей – Соломона: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Притча Х. 12) можно сказать, что на сколько чудовищна, безобразна злоба и ненависть, настолько же похвальна и прекрасна безграничная любовь, любовь возвышенная с высоты Креста, устами кроткого и любвиобильного Богочеловека Исуса Христа. А после него подтвержденная святыми апостолами. Например, святой апостол Павел говорит: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит и надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится» (коринф. XIII, 4-8). Такова сила истинной любви христианской. «Возлюбим друг друга».

IV
Старообрядческая сатира

Старообрядческая общественная сатира имела место в старообрядческих кругах, как протест против новшеств разрушающих старину. Один из образов подобного творчества «Известие новейших времен»:

Грех – умер
Правда – пропала
Истина – охрипла
Совесть – хромает
Кредит – обанкрутился
Вера – в Иерусалиме осталась
Надежда – на дне моря с якорем
Любовь – больна простудой
Невинность – под судом
Добродетель – таскается по миру
Благодеяние – под арестом
Помощь – оглохла
Совет – с ума сошел
Честность – умирает с голоду
Кротость – в горячке
Искренность – убита
Правосудие – в бегах
Справедливость – из света выехала
Труд – питается милостынею
Ум-разум – в каторжной работе
Закон – лишен прав состояния
Терпение – осталось одно и то скоро лопнет.

Аминь (слово Церкви № 48,1916г.)
А.И. Глушкова 2012 год