Блаженный Павел, желая, чтобы мы отнюдь не были нерадивы о молитве, говорит:
непрестанно молитесь
(1 Сол. 5,17)
и, вместе с тем указывая на неразвлекаемость ума, сказал:
не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, угодная и совершенная
(Рим. 12, 2).
Так как Бог, по маловерию нашему и немощи, дал различные заповеди, чтобы каждый по мере своего старания избежал муки и получил спасение, то Апостол наставляет нас к совершенной воле Божией, желая, чтобы мы вовсе не были и судимы; зная же, что молитва содействует к исполнению всех заповедей, не перестает многократно и многообразно о ней заповедовать и говорит:
молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением
(Еф. 6, 18).
Молитва бывает различна: ибо ино́е — неразвлеченною мыслью молиться Богу, и ино́е — предстоять на молитве телом и развлекаться мыслью; также ино́е — выбирать время и, окончив мирские беседы и занятия, помолиться, и ино́е — сколько возможно предпочитать и предпоставлять молитву всем мирским попечениям, по слову того же апостола:
Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом
(Флп. 4, 5-6).
Как и блаженный Петр говорит:
будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах... Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас
(1 Пет. 4, 7; 5, 7).
Во-первых же, и Сам Господь, зная, что все утверждается молитвою, сказал:
не заботитесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
(Мф. 6, 31-33).
Но, может быть, Господь призывает нас через это и к большей вере, ибо кто, оставив попечение о временном и не терпя в нем скудости, не поверует Богу и касательно вечных благ? Сие-то обнаруживая, Господь сказал:
Верный в малом и во многом верен
(Лк. 16, 10).
Начнем дело молитвы и, преуспевая постепенно, найдем, что не только надежда на Бога, но и твердая вера, и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к братии, и воздержание, и терпение, и ве́дение внутреннейшее, и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание и усердные слезы через молитву подаются верным, и не только сие́ (вышеисчисленное), но и терпение приключающихся скорбей, и чистая любовь к ближнему, и познание духовного закона, и обре́тение правды Божией, и наи́тие Духа Святого, и подание духовных сокровищ, и все, что Бог обетовал дать верным здесь и в будущем веке, все сие́ получают они через молитву. И одним словом — невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божиею и верою, если человек с великим смиренномудрием пребывает умом в неразвлеченной молитве.
«Во первых надобно знать, что Бог есть начало, средина и конец всякого блага».
«Во всяком твоем предприятии началом да будет Бог, Который есть виновник всякого блага, дабы предпринимаемое тобой (дело) было по Богу».
«Смиренномудрый и упражняющийся в Духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим».
«Старайся дознать свои худые дела, а не ближнего, и хранилище ума твоего не будет окрадено».
«Видел я людей простых, смиренномудрых на самом деле, и они были премудрее мудрецов».
«Причина всякого порока есть тщеславие и сласть. Не возненавидевший их не истребляет страсти».
«Добрая совесть приобретается молитвою; а чистая молитва — совестию. Ибо одна в другой по естеству своему имеет нужду».
(Прп. Марк Постник).