господи поми́луй псалом литургия помилуй павел служба октября пресвятыя крест утреня слава человеколю́бец поклон день смерть животворя́щаго корнилий святых богородицы исповеди сердце святаго христос человек молитва храм радуися тропарь церковь при́сно воскресе́ние храме вечерня ирмос аминь поста старообрядческий кондак древлеправославное христа исус архипастырское душа тебе рпсц иоанн катавасия отче церкви священномучеников
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ II - 9. Посты.
9. Посты.
Постами называются дни въ теченіе года, когда св. Церковь заповѣдуетъ всѣмъ христіанамъ православнымъ не вкушать мясной, молочной, а въ нѣкоторые посты и дни, и рыбной пищи и даже масла постнаго. Постъ есть воздержаніе, а не изнуреніе; поэтому тѣлесныя силы должны быть на столько крѣпки, чтобы христіанинъ могъ выполнить всѣ поклоны положенные по церковному уставу, а также выслушать и простоять церковныя продолжительныя постныя службы. Въ день поста христіане не только не должны вкушать скоромной пищи, но и постную употреблять умѣренно и кромѣ того съ постомъ тѣлеснымъ соединять и постъ духовный, т.-е. воздерживаться отъ удовольствій, отъ празднословія и вообще всего того, что разслабляетъ душу и потворствуетъ похотямъ тѣла, а необходимо больше посвящать времени на молитву и творить дѣла милосердія. По древне-святоотеческому уставу въ Великій Постъ христіанамъ необходимо воздерживаться даже отъ масла кромѣ субботъ, воскресныхъ дней и дней празднуемыхъ святыхъ, когда по уставу разрѣшается пища съ масломъ. Рыбы же во весь Великій Постъ не дозволяется вкушать, кромѣ праздниковъ Благовѣщенія Пресвятой Богородицы и Входа Господня въ Іеросалимъ. Если же Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы приходится на страстной седмицѣ, то рыбы не разрѣшается. Въ субботу же Лазареву разрѣшается икра. Также слѣдуетъ сохранять и постъ Успенскій, кромѣ праздника Преображенія Господня, когда разрѣшается рыба, а остальные дни, какъ и въ Великій Постъ.
Посты бываютъ многодневные и однодневные. Многодневныхъ постовъ четыре. Великій Постъ установленъ въ память 40-дневнаго пребыванія Господа Ісуса въ пустынѣ. Онъ продолжается 7 недѣль: 6 недѣль поста, а 7-я Страстная седмица—въ воспоминаніе страданій Спасителя нашего. Рожественскій постъ,—предъ праздникомъ Рожества Христова. Онъ продолжается 40 дней и называется еще Филипповымъ постомъ потому, что онъ начинается 15-го ноября послѣ дня св. ап. Филиппа (14-го ноября). Успенскій постъ предъ праздникомъ Успенія Пресвятыя Богородицы съ 1-го августа по 15-е. Если 15-е случится въ среду, или пятокъ, то разговѣнье разрѣшается 16-го августа.
Петровъ пость — предъ праздникомъ св. ап. Петра и Павла 29-го іюня. Начинается чрезъ недѣлю послѣ праздника Св. Троицы, а потому продолжительность его бываетъ различна, въ зависимости отъ ранней, или поздней Пасхи. Разговѣнье также, какъ и на Успеніе Пресвятой Богородицы, т. е. если 29 іюня случится въ среду, или пятокъ, то разговѣнье разрѣшается на другой день 30 іюня.
Однодневные посты установлены св. Церковью слѣдующіе: 5-го января, наканунѣ праздника Богоявленія; въ день Усѣкновенія главы св. Іоанна Предотечи 29-го августа; на праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня 14-го сентября; а также въ среду и пятницу каждой недѣли; въ среду въ воспоминаніе предательства Іудою Христа, а въ пятницу въ воспоминаніе крестныхъ страданій и смерти Спасителя.
Впрочемъ, св. Церковь по разнымъ побужденіямъ въ теченіе года указала 6 недѣль сплошныхъ, т.-е. такихъ, когда скоромное разрѣшается христіанамъ вкушать всю седмицу, слѣдовательно въ среду и пятницу. Это именно: въ седмицы: Пасхальную и Св. Троицы, двѣ недѣли послѣ Рожества Христова, — недѣля Мытаря и Фарисея (3-я недѣля передь Великимъ Постомъ) и недѣля сырная (масляница), когда мясо запрещается въ теченіе всей седмицы, а разрѣшается все молочное и яйца.