святаго поста день слава при́сно сердце господи молитва животворя́щаго душа человеколю́бец церковь старообрядческий вечерня тропарь катавасия поклон литургия христа крест корнилий церкви тебе утреня служба архипастырское христос павел октября человек смерть воскресе́ние рпсц святых древлеправославное исус иоанн кондак радуися поми́луй священномучеников аминь богородицы исповеди храме пресвятыя отче храм помилуй ирмос псалом
ЗАКОНЪ БОЖІЙ. НОВЫЙ ЗАВЕТ IV. - 34. Притча о милосердномъ самарянинѣ.
34. Притча о милосердномъ самарянинѣ.
Одинъ законникъ спросилъ Ісуса Христа: "что мнѣ дѣлать, чтобы удостоиться блаженства и жизни вѣчной". Господь указалъ ему заповѣди о любви къ Богу и ближнему. Тогда законникъ спросилъ: "а кто мой ближній?" Ісусъ Христосъ вмѣсто отвѣта, сказалъ ему такую притчу. Одинъ іудей шелъ изъ Іеросалима въ Іерихонъ и попался разбойникамъ, которые сняли съ него одежду, изранили его и ушли, оставивъ его едва живымъ. Случайно тою же дорогою шелъ іудейскій священникъ, посмотрѣлъ на него и прошелъ мимо. Также и левитъ (служителъ при храмѣ) былъ на томъ мѣстѣ; подошелъ къ изранненному, посмотрѣлъ и прошелъ мимо. За ними тѣмъ же путемъ проѣзжалъ самарянинъ. (Евреи презирали самарянъ и не имѣли съ ними никакого общенія). Увидѣвъ израненнаго іудея, онъ сжалился надъ нимъ, перевязалъ его раны, возливая на нихъ масло и вино, посадилъ на своего осла, привезъ въ гостиницу и тамъ заботился о немъ. А на другой день, отъѣзжая, онъ далъ хозяину гостиницы два динарія (43 коп.) и сказалъ: "позаботься о немъ, и если издержишь больше, я, когда возвращусь, отдамъ тебѣ". Послѣ сего Ісусъ Христосъ спросилъ законинка: "какъ думаешь ты: кто изъ этихъ троихъ былъ ближнимъ попавшемуся разбойникамъ?"— "Оказавшій ему милосердіе", отвѣтилъ законникъ. Тогда Ісусъ Христосъ сказалъ ему: "иди и ты поступай такъ же. (Лук. гл. 10, ст. 25—37. Зач. 53).
Притчею о милосердномъ самарянинѣ Ісусъ Христосъ не только научилъ насъ признавать ближнимъ своимъ всякаго человѣка, но еще изобразилъ совершенное Имъ спасеніе рода человѣческаго. Какъ человѣка, шедшаго изъ Іеросалима въ Іерихонъ, ограбили и изранили разбойники; такъ и человѣческій родъ, лишился духовнаго богатства чрезъ грѣхъ, и сдѣлался едва живымъ духовно. Такъ священникъ и левитъ не оказали помощи несчастному, такъ ветхій завѣтъ своими обрядами и законами не спасъ погибавшаго отъ грѣховъ рода человѣческаго. Какъ самарянинъ сжалился надъ умиравшимъ, перевязалъ ему раны, возливая масло и вино, перевезъ его въ гостинницу, ухаживалъ за нимъ, и, отъѣзжая, далъ два динарія содержателю гостиницы, и сказалъ: "позаботься о немъ, и если издержишь болѣе, я, когда возвращусь, отдамъ тебѣ"; такъ Ісусъ Христосъ, Котораго враги обзывали Самаряниномъ, сжалился надъ погибавшимъ человѣческимъ родомъ, Своими страданіями умягчилъ духовную болѣзнь его; Своею пречистою Кровію омылъ его язвы грѣховныя, ввелъ его въ Свою святую Церковь, поручилъ его пастырямъ и учителямъ, и, отходя къ Отцу Небесному, оставилъ имъ въ руководство Св. Писаніе ветхаго и новаго завѣта, и обѣщалъ имъ за усердное попеченіе о немъ награду въ день второго пришествія Своего на землю. (Толковое евангеліе, поуч. въ нед. 25-ю).