поклон ирмос кондак слава отче октября исповеди крест павел рпсц церкви иоанн церковь литургия святаго исус день помилуй вечерня катавасия утреня старообрядческий животворя́щаго радуися служба поми́луй при́сно тебе поста корнилий священномучеников тропарь храме пресвятыя архипастырское христа христос псалом человеколю́бец воскресе́ние святых молитва древлеправославное господи богородицы храм сердце человек смерть душа аминь
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ I
Индекс материала |
---|
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ I |
О вѣрѣ. |
О надеждѣ. |
Объясненіе молитвы Господней. |
О любви. |
О любви и 10 заповѣдяхъ Божіихъ. |
Все страницы |
Краткое катихизическое ученіе древлеправославной Церкви Христовой.
Каждому христіанину необходимо знать: 1-е, во что онъ долженъ вѣровать; 2-е, какъ онъ долженъ молиться Богу и укрѣплять себя надеждою на помощь Божію, и, наконецъ, 3-е, какъ онъ долженъ проводить свою земную жизнь, чтобы получить вѣчную и блаженную жизнь на небѣ, послѣ своей смерти.
Но чтобы все это знать, надо получить наставленія объ этомъ; эти то наставленія и называются древлеправославнымъ катихизисомъ. Слѣдовательно въ катихизисѣ излагается ученіе: а) О христіанской древлеправославной вѣрѣ, б) о молитвѣ и в) о заповѣдяхъ Божіихъ.
Катихизисъ — слово греческое — значитъ оглашеніе. Такое названіе оно получило отъ того, что въ первые вѣка христіанства, когда присоединялись къ Церкви Христовой взрослые іудеи и язычники, то ихъ, прежде чѣмъ крестить, наставляли въ вѣрѣ, учили молитвамъ и объясняли заповѣди Божіи, и, пока они такимъ образомъ подготовлялись ко св. крещенію, назывались оглашенными; отсюда и самое наставленіе въ христіанской вѣрѣ получило названіе - оглашенія, или по-гречески—катихизиса.
Люди сами по себѣ не могли знать, какъ правильно вѣровать въ Бога, какъ Ему молиться и какъ жить на землѣ, чтобы угодить Богу; но Богъ Самъ открылъ людямъ объ этомъ.
Сначала, съ первыми людьми, Господь бесѣдовалъ въ раю и сообщалъ имъ Свои наставленія; потомъ, послѣ грѣхопаденія ихъ, Онъ, Милосердый, не оставилъ людей безъ Своей помощи, но далъ имъ словесное обѣщаніе послать въ міръ Спасителя и въ теченіи всего ветхозавѣтнаго періода весьма часто и различными способами открывалъ Свою волю чрезъ благочестивыхъ мужей: патріарховъ и пророковъ. А когда исполнилось Богомъ назначенное время, Онъ послалъ Своего Единороднаго Сына, Господа нашего Ісуса Христа, Который и далъ Свое Божественное ученіе, записанное во св. евангеліи, разъясненное въ посланіяхъ и правилахъ апостольскихъ и истолкованное въ святоотеческихъ писаніяхъ и соборныхъ постановленіяхъ.
Первоначально, въ ветхомъ завѣтѣ, Божіе откровеніе передавалось устно отъ Адама до Моисея, а потомъ пророкъ Моисей записалъ это преданіе въ книги и такимъ образомъ положилъ начало Священному Писанію ветхаго завѣта (пять книгъ Моисея).
Когда Божественное откровеніе передается устно, то это называетсясвященнымъ преданіемъ, а когда оно записано въ книгѣ, то это называется священнымъ Писаніемъ.
О различныхъ способахъ сообщенія людямъ Божественнаго откровенія, св. апостолъ Павелъ говорит такъ:
(Евр. 1 гл. ст. 1—3; зач. 303).
По-русски: Богъ многократно и многообразно говорившій издревле отцамъ чрезъ пророковъ, въ послѣдніе дни сіи говорилъ намъ въ Сынѣ, Котораго поставилъ наслѣдникомъ всего, чрезъ Котораго и вѣки сотворилъ.
Какъ св. Писаніе, такъ и св. Преданіе для христіанина имѣютъ одинаковую силу и достоинство, какъ объ этомъ самъ апостолъ Павелъ говоритъ:
(2 Сол. 2 гл. 15 ст. зач. 286).
Всѣхъ книгъ ветхаго завѣта—двадцать двѣ, а новаго—двадцать семь. Книги ветхаго завѣта написаны до Рожества Христова и содержатъ въ себѣ откровенія Божія о приготовленіи рода человѣческаго къ принятію Спасителя и исторію человѣчества отъ сотворенія міра, до рожденія Христа, а книги новаго завѣта содержатъ повѣствованіе о земной жизни Спасителя до Его вознесенія на небо, Его ученіи и чудесахъ, о сошествіи Св. Духа на апостоловъ и заповѣди и правила для богоугодной жизни, о распространеніи и утвержденіи Церкви Христовой, а одна книга (апокалипсисъ—откровеніе) есть пророческое изображеніе судебъ Церкви Христовой до второго пришествія Ісуса Христа на страшный судъ.
Христіанинъ истинный долженъ понимать св. Писаніе такъ, какъ оно объяснено и истолковано святыми отцами и учителями св. Церкви и избѣгать тѣхъ лжемудрецовъ, которые учать согласно своему пониманію, ибо это повреждаетъ чистоту христіанскаго древле-православнаго ученія и порождаетъ ереси и раздоры церковные, т. е. такія тяжкія согрѣшенія, которыхъ, по словамъ св. Писанія, и мученническая кровь не можетъ загладить.
Такъ какъ христіанинъ долженъ знать: какъ вѣровать въ Бога, какъ ему молиться и надѣяться на Него и какъ исполнить Его заповѣди, т. е. любить Его, то и катихизисъ, какъ наставленіе обо всемъ этомъ, раздѣляется на три части: 1-я, о вѣрѣ, 2-я, о надеждѣ и 3-я, о любви.
Какъ должно вѣровать,—объ этомъ учитъ насъ символъ (исповѣданіе) вѣры; какъ должно молиться и надѣяться на Него—для этого служитъ образцомъ молитва Господня ("Отче нашъ"), а о любви къ Богу и ближнимъ—учатъ насъ десять заповѣдей, данныхъ Богомъ чрезъ Моисея и дополненныхъ ученіемъ Самаго Господа нашего Ісуса Христа о путяхъ къ блаженству, въ Его, такъ называемой, нагорной проповѣди.